Увидеть Туринскую плащаницу, которую выносят для поклонения раз в 5–10 лет, – редкая удача для паломника. Турин казался нам вершиной, и мы восходили к ней день за днем, преодолевая сотни километров по Италии.
РИМ. Святая лестница
…Не оборачиваться сразу. Отойти от края лестницы. Сделать несколько шагов вперед и только потом осторожно повернуться, чтобы увидеть тех, кто восходит вслед за тобой: увидеть их глаза, их усилие, преодоление и молитву. Двадцать восемь ступеней из белого тирского мрамора, которые паломники преодолевают только на коленях – та самая лестница из дворца Понтия Пилата. По ней вели Спасителя.
Ступени предупредительно покрыты деревянными досками, но и они стерлись от колен тысяч паломников. До самой святыни, которой касались ступни Спасителя, можно дотронуться лишь рукой – для этого между деревянными настилами сделаны прорези.
Когда чувствуешь под рукой прохладный мрамор, то время для тебя перестает существовать. Ты здесь, на этой лестнице, и Христос, еще не распятый, тут же рядом. И Он точно знает, что в этот момент в сердце твоем: о чем думаешь, о чем просишь, о чем сожалеешь и какова твоя вера.
А за спиной через распахнутые настежь двери церкви Святой Лестницы явственно доносится уличный шум современного города, сигналы машин – ты в центре современного Рима, но одновременно и за тысячи километров отсюда. Древняя Иудея… Вместе со Христом ты идешь к Понтию Пилату.
Подниматься трудно. Шеренга паломников движется неровно. Причина не только в разной степени физической подготовки, но и в том, что на каждой ступени по давно заведенному обычаю паломник произносит молитву. А молитвы у всех разные – у кого-то краткая Иисусова, у кого-то длинная и почти отчаянная.
Передо мной стоит молодая женщина, на вид мексиканка. Даже со спины, не видя ее лица, нетрудно догадаться, как глубока, почти надрывна ее молитва. На каждой ступени она проводит минут пять, не меньше. Почти все наши уже поднялись до середины, а я жду, пока молящаяся передо мной христианка сделает очередной шаг вперед. Что делать? Решаюсь потихоньку обогнать женщину справа. Какие-то мгновения мы стоим с мексиканкой рядом на одной ступени, и самое правильное, что мне вдруг представляется в этот момент, – помолиться за нее.
РИМ. Cобор Иоанна Крестителя на Латеранском холме
Эта одна из четырех главных базилик Рима, которая стоит на месте самого первого в мире церковного здания и является кафедральным собором Рима. Его еще часто называют Латеранским. Латеран – имя консула, которому первоначально принадлежал дворец, и церковь входила в его владения.
До того как был построен собор апостола Петра, все римские папы вступали в свое правление именно в этом храме. В Латеранской базилике находятся честные главы святых апостолов Петра и Павла. Они хранятся над главным престолом в двух серебряных ковчегах, изображающих самих апостолов.
Другую удивительную реликвию можно увидеть слева от престола в приделе Тайной Вечери. Высоко на стене за резным золоченым барельефом находится фрагмент столешницы, на которой, по преданию, и была совершена Тайная Вечеря. Темная широкая доска резко контрастирует с пышным убранством храма…
РИМ. Собор святого Петра
Легко перешагнув через белую линию на серой брусчатке – официальную границу государства Ватикан, выходим на залитую солнцем площадь. Мы в сердце католического мира и одновременно на месте кровавых событий всеобщей христианской истории.
Перед собором в самом центре площади возвышается египетский обелиск. Светские путешественники на него редко обращают внимание. Но для паломника – это важнейший артефакт.
В первом веке этот столб находился на ипподроме императора Нерона и был свидетелем казни апостола Петра! По одним источникам, его распяли в 64 году, по другим – в 68-м. Вот прямо тут, где ты сейчас стоишь. Это сложно представить. Площадь заполнена туристами со всего мира, радостные улыбки, вспышки фотоаппаратов. Солнечные лучи преломляются радугой в брызгах воды больших фонтанов. Красота! Но как это сильно контрастирует с тем, что происходило здесь 2000 лет назад.
Купол собора Святого Петра 119 м в высоту и 42 м в диаметре
Выстояв длинную очередь, мы оказываемся под сводами огромного храма, и глаза сразу же устремляются вверх. Как удивительно падает свет! Непередаваемая «архитектура освещения» – настоящий подарок для фотографа.
В центре под гигантским куполом стоит главный папский престол, а под ним, в особо устроенной крипте, покоятся мощи апостола Петра. К ним мы пускаемся через отдельную боковую лестницу. Стоя у святыни, тихонько поем славословие.
Обходя огромный собор по кругу, находим и другие христианские святыни: мощи св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста, св. Льва, апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея, св. Григория Великого, часть главы апостола Андрея, фрагмент Креста Господня, а также наконечник копья святого Лонгина.
РИМ. Собор святого Павла на Остийской дороге
Он находится «за городскими стенами», поэтому сюда добираются не все путешественники, а зря! Храм производит очень сильное впечатление. В нем ощущается особая глубина времени и благоговение перед святостью места, на котором стоит собор. Именно здесь около 68 года по велению императора Нерона был казнен апостол Павел. Благочестивая христианка Лукина похоронила его при своей усадьбе на Остийской дороге.
В IV веке император Константин основал на этом месте первую базилику. В 1823 году она сильно пострадала от пожара, но впоследствии была восстановлена и перестроена прекрасным зодчим Луиджи Полетти. В начале ХХ века храм украсил портик «сто колонн», в центре которого сейчас стоит статуя апостола Павла с оружием его казни – мечом. Меч символизирует и слово проповедника – «оружие духовной брани».
Святые мощи апостола Павла находятся здесь же. Чтобы им поклониться, надо спуститься по лестнице в нижний полукруглый придел. Плита с надписью «Павлу апостолу и мученику» уцелела со времен императора Константина.
Отдельный интерес для русского паломника представляют боковые алтари храма, декорированные уральским малахитом, который пожертвовал базилике император Николай I в память своего убиенного отца Павла.
Выйдя из собора и пройдя через живописный дворик с витыми мозаичными колоннами, вы окажетесь в музее при базилике. Здесь в реликварии хранятся посох апостола Павла, рука св. Анны – матери Пресвятой Богородицы и другие святыни, одинаково почитаемые католиками и православными.
РИМ. Собор Божией Матери «Маджоре»
Самый большой и значимый собор из всех богородичных церквей Рима. Именно здесь впервые была отслужена Литургия на славянском языке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.
Мы слышали о невероятной красоте внутреннего убранства храма, но еще больше нас притягивала возможность воочию увидеть сохранившиеся ясли Христа. И вот мы спускаемся по лестнице под главный престол и в ярком освещении за стеклом видим пять сколоченных деревянных досочек, закованных в серебряный ковчег.
Две тысячи лет и пять деревянных досочек… Непостижимо, как могло сохраниться это хрупкое свидетельство самых первых дней земной жизни Христа.
Другая важная святыня храма – древняя чудотворная икона Богоматери «Спасительница народа римского», которая находится за престолом в левом приделе святого Павла (папы Павла V). Именно эту икону святой Григорий Двоеслов (Великий) обносил в 590 году крестным ходом по Риму во время эпидемии моровой язвы. И город был спасен.
РИМ. Церковь Креста Господня и базилика Божией Матери «Жертвенник Небесный»
Эти два храма также входят в число семи римских церквей, которые по старинной благочестивой традиции обязательны для посещения паломниками.
Церковь Креста Господня построена на месте древней базилики и славится на весь христианский мир своим реликварием. Здесь собраны святыни, привезенные царицей Еленой со Святой Земли: частица Животворящего Древа Господня, перст апостола Фомы, два шипа из Тернового Венца Спасителя, часть титла – дощечки с Креста Господня. А внизу под стеклом видно ту самую землю с Голгофы, которую святая Елена положила в основание храма.
Часть святых мощей самой царицы Елены покоится в базилике Божией Матери «Жертвенник Небесный». Церковь стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера. К ней ведет широкая лестница из 124 ступеней.
С левой стороны от главного престола находится придел во имя святой равноапостольной царицы Елены, который имеет вид часовенки, покоящейся на восьми небольших колоннах из красного алебастра. Посредине под желтой мраморной доской в раке из красного порфира находятся мощи святой Елены. Царица скончалась в глубокой старости, вскоре после возвращения из Иерусалима в 325 году.
В XVI веке мощи святой царицы Елены были перенесены в Рим, на Капитолийский холм, а ее древний саркофаг сначала находился в Латеранском дворце, а сейчас – Ватиканском музее.
…На исходе дня, когда солнце клонилось к закату, озаряя теплым оранжевым светом апельсиновый сад на вершине одного из холмов, мы зашли в тенистый дворик церкви святого Алексия, человека Божия. Да-да, мощи этого почитаемого на Руси святого тоже покоятся в Риме. В этом же храме можно поклониться и мощам святого мученика Вонифатия, которому на Руси издавна молятся об избавлении от алкогольной зависимости.
В тот вечерний час в храме никого не было, и мы смогли спеть славословия этим угодникам Божиим.
МИЛАН. Храм святого Лаврентия. Домский собор
Древнеримские колонны, уцелевшие от терм периода императора Максимиана, а перед ними небольшая площадь. Здесь стоит базилика святого Лаврентия, которого почитают и в католической, и в православной Церкви.
Мало кто знает, что именно в этом храме покоятся мощи святой Наталии – небесной покровительницы семьи. Ей молятся о мире и согласии между супругами, о сохранении домашнего очага.
Несмотря на то что базилика несколько раз перестраивалась, на ее стенах сохранились фрески IV века. Следующим в нашей программе был Домский собор, который поражает «всех и каждого» своей невероятной архитектурой. Пятая по величине церковь в мире выстроена из белого мрамора и посвящена Рождеству Пресвятой Девы Марии. Эту «пламенеющую готику», устремленную в небеса, украшают более трех тысяч скульптур.
Для православных паломников миланский собор интересен тем, что здесь находится гвоздь из Христова Распятия. По преданию, эту святыню император Феодосий подарил епископу Амвросию Медиоланскому. Сейчас гвоздь хранится в стене высоко над алтарем и обозначен красным огоньком, который ярко выделяется под темными сводами собора.
Мы пытаемся сфотографировать эту часть храма и проходим в придел святой Феклы, где возвышается саркофаг с честной главой первомученицы.
Снимать здесь нельзя. До стекла, за которым хранится святыня, дотянуться невозможно. Можно только созерцать и молиться.
После посещения храма у нас оставалось немного времени, и мы с сыном поднялись на смотровую площадку, откуда открывались удивительные виды на город.
ФЛОРЕНЦИЯ. Храм Рождества Христова. Собор Санта Мария дель Фьоре
Знакомство с этим городом мы начинаем с православного храма Рождества Христова, который построен в московско-ярославском стиле и своими куполами напоминает собор Василия Блаженного.
Одна из главных реликвий храма – крест рода Романовых. Обычно он хранится в алтаре, но для нас, паломников из Москвы, его бережно и с благоговением вынесли для поклонения. В знак особого расположения к нашей группе настоятель вынес из алтаря и несколько мощевиков. Выстроившись в полукруг, мы спели славословие и поклонились бесценным святыням.
А затем настоятель рассказал нам о резном мраморном иконостасе. Оказывается, этот шедевр церковного искусства выполнен в той же итальянской мастерской, что и иконостас в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
Затем мы посетили собор Санта Мария дель Фьоре, мимо которого невозможно ни пройти, ни проехать, находясь во Флоренции. И снова потрясение. До сих пор не могу решить, какой храм удивляет больше своим масштабом и архитектурой – миланский или флорентийский? В соборе Санта Мария дель Фьоре хранятся величайшие христианские святыни: честная глава Иоанна Златоуста, рука Марии Магдалины, перст Иоанна Крестителя. От одних только перечислений голова идет кругом. Доступ к этим святыням разрешен далеко не каждому туристу. Мы смогли пройти к главным святыням собора сквозь полицейский кордон только потому, что мы были паломниками и нас вел православный гид. Однако фотографировать нам не разрешили – за этим строго следили полицейские.
У мощей нас никто не торопил. Мы смогли спокойно помолиться и спеть святым славословие. В этой совместной молитве было что-то невыразимо благодатное и незабываемое, что останется в памяти намного дольше, чем любые виды на фотографии.
Кстати, о видах. Чтобы увидеть город сверху, можно забраться на одну из башен флорентийского собора. Но мы с сыном на этот раз воздержались и …получили выговор от своих бывалых друзей – дескать, пропустили все самое интересное. Я не стала спорить. Я точно знаю, что самое интересное во Флоренции мне удалось и увидеть, и прочувствовать. Было и восхождение, но только иного рода…
БАРИ. Русское подворье. Базилика Святого Николая
Сюда приезжают целенаправленно – поклониться Николаю Чудотворцу, чьи мощи находятся здесь с 1087 года. По традиции все православные паломники сначала едут на русское подворье Бари, где причащаются на Литургии в храме Святителя Николая, и только после этого направляются в католическую базилику поклониться его мощам. Так поступили и мы.
Однако в древний храм у самого берега моря мы прибыли не совсем вовремя: шло католическое венчание. Протиснувшись между женихом и невестой, наша паломническая группа спустилась в нижний придел, где за решеткой на небольшом возвышении стоял саркофаг с мощами Святителя Николая.
Гид сообщила, что решетку не открывают никому и никогда. Все молятся рядом. Наша группа быстро заняла почти все пространство перед решеткой. Я хотела попросить чудотворца о помощи в даровании мне семейного счастья, но даже не успела об этом подумать – свадебный марш заиграл сверху раньше моих просьб.
Мы начали молитвенное пение, стараясь не сбиваться из-за посторонних звуков. Затем стали по очереди прикладываться к закрытой решетке. Все старались дотянуться до плиты, положить на нее какую-то личную вещь для освящения. И вот, когда мы уже собрались уходить, откуда ни возьмись появился католический священник и начал греметь ключами в засове решетки.
«Братья и сестры!» – восторженно обратилась к нам гид Мария. «Сейчас специально для нас и только для нас откроют решетку, и вы все сможете приложиться к плите, под которой покоятся мощи Святителя Николая. Обычно ее не открывают, но для нас сделают исключение!»
Священник действительно отворил врата и, не давая возможности пройти другим туристам, стал пропускать только наших паломников. Кто-то пытался его уговорить, но священник твердо объяснял, что не положено. Почему вдруг стало «положено» нам, мы до сих пор не знаем. Хотелось верить, что так управил сам Николай Чудотворец, вняв нашей совместной молитве.
ЛАНЧАНО. Церковь Евхаристического Чуда
На исходе дня нас ждало еще одно чудо. Мы ехали в церковь в Ланчано.
В VIII веке в этом итальянском городке во время мессы священник усомнился, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино действительно пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Как ни силился священник прогнать свои сомнения, они продолжали его одолевать все время совершения Таинства. И в момент преломления хлеба в руках священника вдруг оказалось нечто очень похожее на кусочек человеческой плоти, а в чаше вместо вина он увидел густую жидкость, похожую на кровь.
Священник пал на колени и долго молился, каясь в своем маловерии и благодаря Господа за чудо.
Вот уже двенадцать веков небольшая чаша с явленными Дарами хранится в этой церкви. В ХХ столетии ученые предприняли несколько независимых исследований, чтобы установить их химический состав. Результаты ошеломили всех. Оказалось, что Святые Дары действительно представляют собой человеческую плоть и кровь. Причем плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, а кровь по своему составу совпадает с кровью, обнаруженной на Туринской плащанице.
Результаты исследований ошеломили ученых: Святые Дары действительно представляли собой человеческую плоть и кровь
Удивительнее всего то, что эти «живые» святыни, на которые воздействуют физические, атмосферные и биологические факторы, вот уже двенадцать веков сохраняются без изменения.
Ученых поразило еще одно обстоятельство, которому до сих пор нет объяснения. Кровь свернулась в пять шариков разной формы. И каждый весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит законам физики, но факт остается фактом.
Сами Дары, которые находятся в небольшой античной чаше из горного хрусталя, можно увидеть, поднявшись по маленькой стремянке, установленной за алтарем.
…Мы покидаем Ланчано. Наш сегодняшний день начался с Причастия и завтрашний начнется также. Батюшки начинают вслух читать Правило ко Святому Причащению. Никогда еще оно не звучало для меня так проникновенно. Слава Богу за все!
Туринская плащаница
Мы были записаны на конкретную дату и время. Вход – со стороны королевских садов, где вереница многочисленных шатров образует тенистую аллею. На ограждениях примечательная надпись: «Туринский марафон». Тут же выделенная дорожка для инвалидов, коляски для тех, кому трудно идти.
Перед входом в зал с Плащаницей мы смотрим пятиминутный фильм о святыне, где подробно описывается каждая ее деталь, затем входим в темный зал. Ярко подсвеченная Плащаница словно парит в воздухе. Снимать нельзя даже без вспышки, но кто-то все равно пытается. Я тоже иногда нарушаю съемочный режим, но не сейчас. Не хочу тратить время на суету с фотоаппаратом. У меня всего несколько минут – неповторимых и очень значимых.
Теперь я знаю точно – подготовиться к паломничеству нельзя. На него можно только решиться. А дальше надо уповать только на Бога, что Он управит, подскажет, поможет. Не ожидать от себя каких-то особенных, возвышенных чувств, а от святых угодников – безотлагательных чудес. Надо просто быть, тянуться, уповать. И благодарить, благодарить неустанно.
Виолетта Ничкова, фото автора и Александра Барановского