Бамбуковый храм на родине Лумумбы

Архив статей

Бамбуковый храм на родине Лумумбы

Христа в Конго славят на все лады. Иностранцы всегда отмечают, что здесь очень много церквей. На каждой улице как минимум две.

 

Христа в Конго славят на все лады. Иностранцы всегда отмечают, что здесь очень много церквей. На каждой улице как минимум две.

Каждый конголезец носит с собой карманный экземпляр Библии. У тех, кто проповедует, она больше размером и застегивается на молнию. Если встретите на улице африканца с черным портфелем под мышкой, знайте, что это Библия.

Христа в Заире (прежнее название Конго) славят на все лады: от «христианских» сект, проводящих свои «службы» на открытом воздухе, до католических месс в бамбуковом храме.

Православный священник, уроженец Конго отец Феотима Цаласа с гордостью говорит:

– У нас в субботу вечером и воскресенье утром нет смысла идти в гости – все в церкви, молятся. Представляете, что было бы, если бы все они узрели истину Православия?

 

Люди в клетках

Удивительно, но европейцы долгое время как будто не считали африканцев полноценными людьми. В XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотики как животные из только что открытых земель; и до XIX века чернокожие жили в основном при дворах богачей.

Сейчас это дико звучит, но последние клетки с неграми в зоопарках Европы (в Базеле и Турине) были ликвидированы только в 1935–1936 годах. И надо признать, что белые люди весьма охотно ходили смотреть на черных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).

В зоопарках США в неволю помещали пигмеев из Конго, которых американские ученые считали полуобезьянами. Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга, он был выставлен в качестве «типичного дикаря» на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе.

Последняя «экспозиция с неграми» была в 1958 году в Брюсселе на «Экспо», где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями». Несколько черных семей были выставлены в вольерах на потеху публике: одетые в национальные одежды, они изображали традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре. Как правило, африканцы долго не жили в условиях европейских зим. Известно, в зоопарке Гамбурга с 1908 по 1912 год в неволе умерли 27 негров.

 

Крестники короля

И это в то время, как многие конголезцы уже стали христианами. Как же проходила христианизация Конго?

Первый португалец, доплывший до устья реки Конго в 1488 году, вернулся в Португалию с несколькими знатными баконго, послами верховного правителя. Крестным отцом Касуто, главы посольства, стал сам король Португалии Жуау II, а крестной матерью – королева.

Посольство вернулось на родину на португальских кораблях вместе с миссионерами-доминиканцами. Знаменательным днем в истории средневекового Конго стало 3 апреля 1491 года, когда был крещен правитель одной из провинций. С этого времени началась христианизация страны.

Был построен храм в Мбанза Конго, столице страны, и она получила новое название в честь Христа Спасителя, которому был посвящен и храм – Сан-Сальвадор (на территории современной Анголы). Уже тогда он стал кафедральным собором, там служили 28 капелланов и каноников, были хор и музыканты, орган, церковные колокола.

«Для того чтобы увековечить 3 апреля в память первой мессы… король приказал отныне и впредь под угрозой смертной казни отмечать этот день как большой праздник», – писал миссионер-современник.

Государство стало христианским. Ватикану было непросто подыскать епископа для этой далекой страны. Пришлось отправить сына одного из правителей Конго по имени Энрике на обучение в португальский монастырь св. Иоанна Крестителя. Историки пишут, что «его жизнь – это еще одно свидетельство существования слоя образованных африканцев в золотые годы государства Конго».

 

Все началось с греков

Православие появилось в Заире вместе с приходом греческих торговцев в 30-х годах XX века. Греки возводили здесь небольшие храмы для себя. Коренное население колонии не могло само выбирать себе вероисповедание. И особым покровительством колониальных властей пользовались католические миссии. Поэтому, в частности, грекам не разрешено было проповедовать. Но в 1958 году правительство разрешило учредить в Киншасе митрополию Александрийского патриархата. С этого все и началось. В 1960 году Конго получило независимость, а граждане – право свободы вероисповедания. Конголезцы начали больше интересоваться Православием.

 

Евангелие на суахили-бора

С начала 70-х годов в Конго начинают проповедовать Афонские монахи. С 1972 года появились первые православные темнокожие священники, но число их увеличивалось медленно, так как не было богословского образования, доступного местным жителям.

К 1975 году в Заире было уже три православных центра. Приняли крещение более 1200 человек. Было заложено несколько храмов, появились часовни, работали православные школы. В городе Кольвези был построен храм св. Георгия. Был сделан перевод Евангелия на язык суахили-бора и выпущен «Малый катехизис» на этом языке. Завершено переложение на ноты Божественной литургии.

В то же самое время некий священник Кталан открыл в Киншасе курсы пастырского богословия и организовал приход с числом верующих более 600 человек. Приходу удалось собрать деньги и послать учиться двух человек в Православный институт в Париж. Также они добились выделения участка для строительства храма.

 

«Апостол Заира»

С 1977 года здесь стал проповедовать отец Косма Асланидис, которого называют «апостол Заира». Он объехал всю Республику Конго и присоединил к Православию огромное количество народа. Жизнь отца Космы закончилась трагически: он разбился на автомобиле в 1986 году.

В 1987 году трудами Митрополита Центральной Африки Тимофея в Заире открылся первый женский монастырь. Насельницами стали 12 монахинь, все – коренные жительницы Заира.

Именем пламенного борца за свободу Патриса Лумумбы назван Университет дружбы народов в Москве, а сейчас в Киншасе открывается университет Православный.

Отец Феотима Цаласа, духовный сын «апостола Заира», считает, что у Православия в его стране большое будущее:

– В Конго почти все христиане, но не знают полноты христианства. Если Господь просветит этих людей, уже верующих в покаяние, Распятие и Воскресение, и научит их почитать Матерь Божию и святых, это будет как искра, попавшая в коробок спичек. Я верю, что Африка, и в особенности Конго – это будущее христианства. Там у людей бывает нет хлеба насущного, но есть Слово Божие.

 

Казак из Конго

Уроженец Конго Ситу Тибюрс стал казаком. Для этого ему пришлось выучить украинский язык, принять Православие и даже искупаться в проруби.

– Этого дня я ждал два года. Сначала принимать не хотели, а когда узнали, что на Сечи были темнокожие, – меня взяли. Я в казаки пошел потому, что мне нравятся обычаи и история Украины.

Тибюрс приехал в Киев в 1991 году. Через год перебрался в Хмельницкий. Там окончил технологический университет по специальности радиоинженер. После чего его выселили из общежития.

– У меня был всего один доллар. Неделю ночевал на стадионе на лавочках.

41-летний конголезец живет на Украине больше 20 лет, за это время он женился на украинке и открыл собственный бизнес.

Принять в свои ряды Ситу Тибюрса казаки решили на большой православный праздник – Богоявление. А на Крещение в 2010 году в храме св. Пантелеймона в Хмельницком Тибюрс торжественно принял присягу на верность украинскому народу.

– Я сейчас единственный темнокожий казак в Украине. Пополнить ряды казачества решил в позапрошлом году на праздновании 360-й годовщины Пилявецкой битвы. Выучил казацкую историю, устав, присягу. Отстоял церковную службу, поцеловал саблю. И после слов «Уважай отца и мать, люби и охраняй Украину, уважай братьев-казаков» получил нагайкой от атамана. Вместе со всеми прыгнул в полынью реки Южный Буг. На улице мороз, а вода теплая. Не успел замерзнуть.

Своего сына Ситу назвал Кристианом, что означает «христианин».
Звали этого паренька Авар Микаэль. Он участвовал в третьей экспедиции атамана в Абиссинию. Существование Авара Микаэля подтверждается документально: по всей видимости, до 1889 года он жил вместе с Ашиновым в ссылке в Царицыне.

 

Ольга Ипполитова

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.