Христа в Конго славят на все лады. Иностранцы всегда отмечают, что здесь очень много церквей. На каждой улице как минимум две.
Каждый конголезец носит с собой карманный экземпляр Библии. У тех, кто проповедует, она больше размером и застегивается на молнию. Если встретите на улице африканца с черным портфелем под мышкой, знайте, что это Библия.
Христа в Заире (прежнее название Конго) славят на все лады: от «христианских» сект, проводящих свои «службы» на открытом воздухе, до католических месс в бамбуковом храме.
Православный священник, уроженец Конго отец Феотима Цаласа с гордостью говорит:
– У нас в субботу вечером и воскресенье утром нет смысла идти в гости – все в церкви, молятся. Представляете, что было бы, если бы все они узрели истину Православия?
Люди в клетках
Удивительно, но европейцы долгое время как будто не считали африканцев полноценными людьми. В XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотики как животные из только что открытых земель; и до XIX века чернокожие жили в основном при дворах богачей.
Сейчас это дико звучит, но последние клетки с неграми в зоопарках Европы (в Базеле и Турине) были ликвидированы только в 1935–1936 годах. И надо признать, что белые люди весьма охотно ходили смотреть на черных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).
В зоопарках США в неволю помещали пигмеев из Конго, которых американские ученые считали полуобезьянами. Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга, он был выставлен в качестве «типичного дикаря» на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе.
Последняя «экспозиция с неграми» была в 1958 году в Брюсселе на «Экспо», где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями». Несколько черных семей были выставлены в вольерах на потеху публике: одетые в национальные одежды, они изображали традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре. Как правило, африканцы долго не жили в условиях европейских зим. Известно, в зоопарке Гамбурга с 1908 по 1912 год в неволе умерли 27 негров.
Крестники короля
И это в то время, как многие конголезцы уже стали христианами. Как же проходила христианизация Конго?
Первый португалец, доплывший до устья реки Конго в 1488 году, вернулся в Португалию с несколькими знатными баконго, послами верховного правителя. Крестным отцом Касуто, главы посольства, стал сам король Португалии Жуау II, а крестной матерью – королева.
Посольство вернулось на родину на португальских кораблях вместе с миссионерами-доминиканцами. Знаменательным днем в истории средневекового Конго стало 3 апреля 1491 года, когда был крещен правитель одной из провинций. С этого времени началась христианизация страны.
Был построен храм в Мбанза Конго, столице страны, и она получила новое название в честь Христа Спасителя, которому был посвящен и храм – Сан-Сальвадор (на территории современной Анголы). Уже тогда он стал кафедральным собором, там служили 28 капелланов и каноников, были хор и музыканты, орган, церковные колокола.
«Для того чтобы увековечить 3 апреля в память первой мессы… король приказал отныне и впредь под угрозой смертной казни отмечать этот день как большой праздник», – писал миссионер-современник.
Государство стало христианским. Ватикану было непросто подыскать епископа для этой далекой страны. Пришлось отправить сына одного из правителей Конго по имени Энрике на обучение в португальский монастырь св. Иоанна Крестителя. Историки пишут, что «его жизнь – это еще одно свидетельство существования слоя образованных африканцев в золотые годы государства Конго».
Все началось с греков
Православие появилось в Заире вместе с приходом греческих торговцев в 30-х годах XX века. Греки возводили здесь небольшие храмы для себя. Коренное население колонии не могло само выбирать себе вероисповедание. И особым покровительством колониальных властей пользовались католические миссии. Поэтому, в частности, грекам не разрешено было проповедовать. Но в 1958 году правительство разрешило учредить в Киншасе митрополию Александрийского патриархата. С этого все и началось. В 1960 году Конго получило независимость, а граждане – право свободы вероисповедания. Конголезцы начали больше интересоваться Православием.
Евангелие на суахили-бора
С начала 70-х годов в Конго начинают проповедовать Афонские монахи. С 1972 года появились первые православные темнокожие священники, но число их увеличивалось медленно, так как не было богословского образования, доступного местным жителям.
К 1975 году в Заире было уже три православных центра. Приняли крещение более 1200 человек. Было заложено несколько храмов, появились часовни, работали православные школы. В городе Кольвези был построен храм св. Георгия. Был сделан перевод Евангелия на язык суахили-бора и выпущен «Малый катехизис» на этом языке. Завершено переложение на ноты Божественной литургии.
В то же самое время некий священник Кталан открыл в Киншасе курсы пастырского богословия и организовал приход с числом верующих более 600 человек. Приходу удалось собрать деньги и послать учиться двух человек в Православный институт в Париж. Также они добились выделения участка для строительства храма.
«Апостол Заира»
С 1977 года здесь стал проповедовать отец Косма Асланидис, которого называют «апостол Заира». Он объехал всю Республику Конго и присоединил к Православию огромное количество народа. Жизнь отца Космы закончилась трагически: он разбился на автомобиле в 1986 году.
В 1987 году трудами Митрополита Центральной Африки Тимофея в Заире открылся первый женский монастырь. Насельницами стали 12 монахинь, все – коренные жительницы Заира.
Именем пламенного борца за свободу Патриса Лумумбы назван Университет дружбы народов в Москве, а сейчас в Киншасе открывается университет Православный.
Отец Феотима Цаласа, духовный сын «апостола Заира», считает, что у Православия в его стране большое будущее:
– В Конго почти все христиане, но не знают полноты христианства. Если Господь просветит этих людей, уже верующих в покаяние, Распятие и Воскресение, и научит их почитать Матерь Божию и святых, это будет как искра, попавшая в коробок спичек. Я верю, что Африка, и в особенности Конго – это будущее христианства. Там у людей бывает нет хлеба насущного, но есть Слово Божие.
Казак из Конго
Уроженец Конго Ситу Тибюрс стал казаком. Для этого ему пришлось выучить украинский язык, принять Православие и даже искупаться в проруби.
– Этого дня я ждал два года. Сначала принимать не хотели, а когда узнали, что на Сечи были темнокожие, – меня взяли. Я в казаки пошел потому, что мне нравятся обычаи и история Украины.
Тибюрс приехал в Киев в 1991 году. Через год перебрался в Хмельницкий. Там окончил технологический университет по специальности радиоинженер. После чего его выселили из общежития.
– У меня был всего один доллар. Неделю ночевал на стадионе на лавочках.
41-летний конголезец живет на Украине больше 20 лет, за это время он женился на украинке и открыл собственный бизнес.
Принять в свои ряды Ситу Тибюрса казаки решили на большой православный праздник – Богоявление. А на Крещение в 2010 году в храме св. Пантелеймона в Хмельницком Тибюрс торжественно принял присягу на верность украинскому народу.
– Я сейчас единственный темнокожий казак в Украине. Пополнить ряды казачества решил в позапрошлом году на праздновании 360-й годовщины Пилявецкой битвы. Выучил казацкую историю, устав, присягу. Отстоял церковную службу, поцеловал саблю. И после слов «Уважай отца и мать, люби и охраняй Украину, уважай братьев-казаков» получил нагайкой от атамана. Вместе со всеми прыгнул в полынью реки Южный Буг. На улице мороз, а вода теплая. Не успел замерзнуть.
Своего сына Ситу назвал Кристианом, что означает «христианин».
Звали этого паренька Авар Микаэль. Он участвовал в третьей экспедиции атамана в Абиссинию. Существование Авара Микаэля подтверждается документально: по всей видимости, до 1889 года он жил вместе с Ашиновым в ссылке в Царицыне.
Ольга Ипполитова