Святая Женевьева родилась в 421 году в местечке Нантерра, в 7 км от Парижа, где её семья имела небольшой надел земли. Как написано в древней летописи ХI века, «не была она ни от графов, ни от королей, но была она дочерью горожанина, эта девица». Когда Женевьеве исполнилось двенадцать лет, в Нантерру прибыли епископ города Оксера св. Герман и епископ города Труа св. Лупп. В толпе встречающих святитель Герман сразу же выделил ничем не приметную девушку, поцеловал её в лоб и предсказал ей славное будущее. Женевьева ответила, что желает только одного: прожить жизнь в чистоте плоти и духа, посвятив себя Господу.
Вскоре после отъезда пастырей девушка собралась в храм, но мать не пустила её, сославшись на домашние дела. Когда девушка напомнила матери про своё обещание быть Христовой невестой, та ударила её по лицу и тут же ослепла. Лишь спустя двадцать один месяц мать, осознав, что противится Божьей воле, попросила у дочери прощения. Женевьева, глубоко страдая за мать, тут же пошла за водой и, перекрестив её, со слезами на глазах дала матери умыться. После трёх омовений зрение полностью вернулось к женщине. Это было первое чудо, совершенное Женевьевой по её молитве к Господу.
Как только девушке исполнилось 14 лет, она пришла к св. епископу Маркеллу, чтобы совершить чин посвящения Господу. В то время в Галлии уже были женские монастыри, но многие Христовы невесты продолжали жить в миру, следуя обету безбрачия. Так и св.Женевьева жила в семье, пока в одночасье не лишилась отца и матери.
Оставшись сиротой, девушка перебралась в Лютецию (Париж) к своей крестной матери. Здесь ее поразил тяжелый недуг – три дня Женевьева лежала недвижимой, без сознания. Когда она пришла в себя, то поведала крёстной, что сподобилась побывать в местах блаженства, которые Господь уготовал праведникам. «Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать». С того дня в Женевьеве открылся дар прозорливости.
С пятнадцати лет подвижница вела строгую постническую жизнь, вкушая хлеб и бобы лишь два раза в неделю. Её многочасовые молитвы нередко сопровождались сокрушенными слезами, а под воскресение молитвенные стояния длились ещё и всю ночь.
Святой Женевьеве было двадцать восемь лет, когда вождь гуннов Атилла вторгся в Галлию. Над Парижем нависла страшная опасность, парижане готовились к бегству, но святая убеждала горожан не покидать свои дома. И произошло чудо: Атилла внезапно отошёл, обогнув широкой дугой Париж. Город по молитве св. Женевьевы был спасен. Но те, кто, не послушав святую, бежали, оказались в стане врага и были уничтожены.
Вся долгая жизнь подвижницы отмечена великим множеством милосердных дел. Рабы, заключенные, военнопленные – все несчастные видели в ее лице свою заступницу. Сколько раз св.Женевьева просила за них короля Хильдрика! И тот не мог ей отказать, хоть и был язычником. Но один христианин, не смотря на просьбы св. Женевьевы, так и не захотел простить своего провинившегося раба. Вернувшись домой, он слег в сильной горячке. Едва дождавшись утра, несчастный вновь пришел к святой, упал ей в ноги и от всей души покаялся в жестокосердии. Благодаря заступничеству св.Женевьевы перед Господом всё закончилось хорошо: раб был прощен, а хозяин получил исцеление.
Предание рассказывает, что святая часто совершала паломничества в Сен-Дени, Тур и Орлеан, чтобы помолиться у мощей св. Дионисия, св. Мартина и св. Агна, которых очень почитала. Во время этих путешествий к св.Женевьеве стекались больные и увечные с надеждой на исцеление. И происходило чудо: многие тут же обретали здравие по молитвам святой.
В то время в пустыне, на Востоке, жил великий подвижник Симеон Столпник, которого нередко навещали парижские купцы, – поскольку торговый путь с запада на восток проходил недалеко от места подвига пустынника. От посетителей св. Симеон узнавал о жизни христианской Церкви и о деяниях св.Женевьевы. Каждый раз с почтением он передавал святой деве своё приветствие и просил её молитв. Так установилась особая духовная связь между двумя великими подвижниками, которая свидетельствовала о единой в те времена на Востоке и Западе Церкви Христовой.
Большая духовная дружба объединяла св.Женевьеву и с молодой королевой Клотильдой, оказавшейся после замужества в окружении язычников при дворе короля Хлодвига – сына Хильдрика. В святой подвижнице королева нашла не только утешение и поддержку, но и великий пример для подражания.
Эта дружба отразилась на всей дальнейшей судьбе Франции. В 498 году король Хлодвиг, долгое время покланявшийся языческим богам, принял святое Крещение, главным образом, под влиянием жены и святой Женевьевы. Они же стали советниками короля в делах устроения первого на Западе христианского государства.
Авторитет св. Женевьевы при дворе был столь велик, что сначала сестра Хлодвига, а затем и его дочь дали обеты безбрачия и, подобно святой, посвятили свою жизнь Богу. Сама же подвижница на протяжении всей своей жизни умиряла, охраняла и просвещала своей святостью тогда еще полуязыческую Галлию.