Уникальный по своим размерам и архитектуре собор является крупнейшим христианским храмом мира и может одновременно вместить 60 000 тысяч человек. Здесь под главным алтарем хранятся святые мощи ближайшего ученика Христа – апостола Петра.
На той территории, где сейчас стоит собор, в античные времена находился печально знаменитый ипподром Нерона – место мученического подвига первых христиан. В их числе был и апостол Петр, которого в 67 году распяли на кресте вниз головой. Перед собором в центре площади находится так называемый египетский обелиск, который тогда стоял на ипподроме и «видел» казнь апостола.
Ученики апостола захоронили его здесь же, на прилегающем к ипподрому кладбище. Могила стала особым местом почитания святого для всех последующих поколений христиан.
В 326 году при императоре Константине над захоронением была установлена христианская базилика, которая простояла вплоть до начала ХVI века. Именно тогда папа Юлий II приказал выстроить на её месте собор, превосходящий по своим размерам все существующие религиозные сооружения мира.
Для воплощения столь грандиозного замысла потребовались колоссальные усилия. Разработкой проекта и возведением собора поочерёдно занимались крупнейшие архитекторы своего времени. В 1506 году строительство возглавил Донато Браманте, после его смерти работами руководил великий Рафаэль Санти. Спустя несколько десятилетий к возведению собора подключился ярчайший представитель эпохи Возрождения – Микеланджело Буонаротти. Его идея «накрыть» собор огромным куполом стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, мастер разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Однако целиком воплотить свои архитектурные идеи в жизнь Микеланджело не успел. Устанавливать огромный купол, который и по сей день считается самым высоким в мире, пришлось другим мастерам.
Строительство храма, который по воле архитекторов менял свою форму и увеличивался в размерах, продолжалось еще несколько лет, и лишь в 1626 году папа Урбан VIII освятил собор Святого Петра. Богато декорированное изнутри и снаружи здание было для того времени действительно чем-то невиданным. Оно и по сей день поражает своим великолепием…
Интересно, что Центральный портал собора был выполнен ещё для античной базилики св. Петра. Этот древнейший фрагмент здания венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». Последний портал справа называется Святым. Он замурован изнутри каменной кладкой, которую разбирают один раз в 25 лет – в святой юбилейный год. Первым через него проходит действующий понтифик, предварительно преклонив троекратно колени. А крайний левый вход известен как Портал смерти – через него выходит траурная процессия во время похорон папы Римского.
Центральную часть собора занимает главный алтарь, который украшает монументальный бронзовый киворий (алтарная сень), установленный на четыре витые колонны с фигурами ангелов наверху. Высота этого великолепного сооружения (автор Бернини) соответствует четырехэтажному зданию. Перед главным алтарем расположена богато украшенная мраморная лестница, которая ведёт в гробницу святого Петра. Мощи апостола ещё в древности были замурованы в древнем надгробном памятнике, где пребывают и по сей день.
В западной части собора, напротив главного престола, находится придел Кафедры Петровой с великолепной композицией Бернини. Она изображает четырёх учителей Церкви – свв. Амвросия, Августина, Афанасия и Иоанна Златоуста, которые поддерживаю Кафедру Петрову. В неё встроено деревянное сиденье, принадлежавшее, согласно преданию, первому апостолу. Над Кафедрой ещё одна замечательная композиция – ангелы и голубь (символ Святого Духа), сияющий в незаходящих лучах солнца. Снизу он кажется небольшим, на самом деле размах его крыла – 3 метра.
По всему периметру собора устроены приделы, или капеллы. В первом, по правой стороне, можно увидеть знаменитое произведение молодого Микеланджело «Оплакивание Христа», которое вызывает чувство глубочайшего сострадания горю Пресвятой Девы, склонившейся над мертвым телом своего сына. Древняя чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница», которой молятся во всяких скорбях и болезней, находится всего в нескольких метрах от этой композиции – в приделе св. Григория Богослова (пятом от входа). Здесь же паломники могут поклониться мощам святого, которые почивают внутри престола.
По левой стороне храма разместилось ещё восемь капелл. Первая от алтарной части посвящена чудотворному образу Божией Матери «На столпе». Она сохранилась ещё со времён древней базилики, где также находилась на столпе. В приделе праведного Иосифа Обручника (он третий по счёту) пребывают мощи двух его сыновей от первого брака – Симона Зилота и Иуды Фаддея, которые после чуда в Канне Галилейской уверовали во Христа и стали его ближайшими учениками.
Пятый придел носит имя св. Григория, папы римского, который составил чин литургии Преждеосвященных даров и написал знаменитые «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов», за что стал именоваться Двоесловом. Следующая капелла называется придел Хора. Главное его сокровище – мощи св.Иоанна Златоуста, которые хранятся в раке внутри престола.
Обойдя собор по периметру, вернемся к главному престолу и посмотрим наверх. Под куполом на уровне балконов устроены четыре ниши. В них хранятся величайшие христианские реликвии: фрагмент Креста Господня, обретенного св.Еленой, «плат Вероники», наконечник копья св.Лонгина сотника и часть главы апостола Андрея. Внизу под каждой нишей – соответствующие изображения святых.
У колонны апостола Андрея есть спуск, который ведет в обширные подземелья – на уровень древней базилики. Здесь можно увидеть фрагменты декора, основания колонн и части стен первого храма. Ещё ниже расположен некрополь, где были захоронены останки апостола Петра.
Незадолго до своей мученической кончины апостол написал два соборных послания, которые являются, по сути, духовным завещанием потомкам. В них он призывает христиан вести строгую, достойную их высокого звания жизнь, предостерегая от соблазнов язычества и от проповеди грядущих лжеучителей. Эти предостережения в полной мере относятся и к нам – христианам ХХI века.