Святогорский монастырь
Икона Божией Матери "Одигитрия"
Икона Божией Матери "Умиление"
Михайловское
Рисунок А.С. Пушкина, на котором он изобразил отца Иону
А. Пушкин в монашеском клобуке
Святогорский монастырь стал последним земным пристанищем Александра Сергеевича. В годы гонений обитель сохранилась благодаря его могиле – здесь был создан музей-заповедник.
В гостях у поэта
Дуб в Михайловском |
Святогорская обитель, расположенная недалеко от имения матери Александра Сергеевича Пушкина Михайловское, стала местом, где великий поэт – гуляка, дуэлянт и вольтерьянец – обрел истинную веру. Есть в окрестностях Пскова Синичья гора. Четыре с половиной века назад пастушку по имени Тимофей явились здесь сразу две иконы Божией Матери – «Умиление» и «Одигитрия», от которых стали совершаться чудесные исцеления. Об этом доложили Иоанну Грозному, и царь повелел построить на горе, которую теперь стали называть Святой, часовню, куда перенесли чудотворные иконы. Но вот беда, часовня вскоре сгорела. Однако святыни остались невредимыми. Тогда на этом месте возвели каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уцелевшие чудотворные иконы разместили в нижнем ярусе иконостаса: справа «Одигитрию», слева – «Умиление». В 1569 году на Святой горе основали Успенский монастырь. Его строительство сыграло очень важную роль в укреплении русских рубежей с Литвой. Мощные каменные стены защищали монастырь во время Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков за стенами обители укрывались жители окрестных селений. Первый настоятель Святогорского монастыря игумен Зосима (Завалишин) был уполномочен псковским духовенством участвовать в Земском соборе 1598 года в Москве. На грамоте об избрании царем Бориса Годунова стояла и его подпись. Большие доходы обители приносили сдача в аренду земель и пожертвования местных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был Абрам Петрович Ганнибал, который устроил у стен Святогорской обители свое родовое кладбище. Уроки атеизма В 1799 году на праздник Вознесения в Москве в семье майора Сергея Львовича Пушкина родился мальчик, которого назвали в честь вел икого князя Александра Невского. Родители не придавали особого значения воспитанию своих детей, поэтому из домашнего обучения Саша вынес лишь отличное знание французского языка, а в библиотеке отца обнаружил массу атеистической и эротической французской литературы, которую с жадностью освоил. Как писал известный филолог и богослов, профессор И.М. Андреев, «запойное чтение этой развращающей сердце литературы питало рано пробужденные чувства страсти, а скептические и атеистические идеи… развращали юный ум». Знакомство Александра с идеями тайных обществ началось еще в семье – ведь его отец и дядя Василий Львович были членами масонских лож. В Царскосельском лицее масонами оказались две трети преподавателей, да и сам директор. Эти идейные вдохновители лицеистов ставили перед собой определенную цель – воспитание молодежи, которая впоследствии должна была встать у кормила государства, в духе политического вольномыслия и критического отношения к самодержавию. Библиотеку для лицея Екатерина II приобрела у самого Вольтера, ставшего любимым автором Пушкина на многие годы. Неутомимый и беспощадный борец с Церковью, Вольтер в своей поэме «За и против» «доказывал», что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «которого мы должны ненавидеть». Гете и Святой Дух В июне 1817 года Пушкин окончил лицей и был определен на работу в Коллегию иностранных дел. Однако Александр Сергеевич служить не хотел, ведь его стихи уже расходились по всему Петербургу, и он считал себя поэтом. В это время Пушкин вступил в литературный кружок «Зеленая лампа» – филиал тайного общества «Союз благоденствия», членами которого были будущие декабристы. На одном из совещаний «Союза» обсуждались вопросы о цареубийстве и создании временного правительства с диктаторскими полномочиями. К счастью, эти идеи тогда были отвергнуты большинством голосов.
Император Александр I знал об этом тайном обществе, но был весьма лоялен к нему до тех пор, пока в 1820 году в Испании, Неаполе и Португалии не случились революции, а в самой России не произошло восстание Семеновского полка, круто изменившее дальнейшую политику царя. К этому времени Пушкин был уже близок с декабристами и успел сочинить ряд произведений, революционный пафос которых не вызывал сомнений. Александр I принял решение удалить поэта из Санкт-Петербурга. Под видом служебного перемещения его отправили в Кишинев под надзор генерала И.Н. Инзова. Тут Пушкин чувствовал себя весьма свободно и вел такую же разгульную жизнь, как и в столице – застолья, флирт с дамами, дуэли. Вскоре выяснилось, что «блюститель порядка» генерал Инзов является мастером масонской ложи «Овидий», в которую завербовал и своего подопечного. Ситуацию усугубила поездка Александра Сергеевича в Одессу, где он познакомился с «одним англичанином», у которого, как Пушкин написал в письме товарищу, он начал брать «уроки чистого атеизма». В том же письме он сообщал, что ему «Святый Дух иногда по сердцу», но он предпочитает Гете и Шекспира. Письмо попало к цензору. После доклада царю поэта перевели в Михайловское. Преображение души Выбор этого места для ссылки духовно погибающего поэта был не случайным. Здесь, в непосредственной близости от Святогорского монастыря, Пушкин находился не только под присмотром полиции, но и духовенства, на которое власти возлагали большие надежды в деле перевоспитания вольнодумца. Первое время Пушкин страшно скучал. Надо отметить, что у Александра Сергеевича было два любимых занятия – общение с друзьями и чтение книг. В Михайловском не было ни того, ни другого. Но обширная библиотека была в Святогорском монастыре, куда поэт ходил навещать могилы своих предков. Пушкин знакомится с настоятелем обители отцом Ионой. Этот мудрый, чуткий монах понимает, кто к нему приехал. На жалобу Александра Сергеевича об отсутствии книг он предлагает Пушкину воспользоваться монастырской библиотекой, но предупреждает, что книги здесь своеобразные, не те, что в миру. Молодой поэт с радостью соглашается, и отец Иона дает ему для начала «Четьи Минеи», ни много, ни мало – 12 томов. Прочитав их, а вслед за ними и Киево-Печерский Патерик, Пушкин пришел в восторг. У него словно открылись глаза. В одной из бесед он заявил, что не понимает, как люди живут, не зная жития своего святого, именем которого названы. У Пушкина просыпается интерес к истории России, он изучает летописи, хранящиеся в Святогорской обители. Общаясь с отцом Ионой, Пушкин начинает посещать богослужения, чего ранее с ним не случалось. Особенно он полюбил Пасхальную заутреню, на которую звал и своих товарищей, чтобы они услышали «голос русского народа в дружном пении». Все большие церковные праздники Пушкин проводит в храме, ходит на воскресную литургию. Поэт осознает богатство и самобытность русской культуры, нравственного уклада жизни простых людей. Он понимает, что сам должен учиться у народа, который собирался «спасать» и просвещать идеями западного образца. От вольтерьянства Пушкина не остается и следа. «Время изменило лихорадочный бред молодости», – пишет о себе поэт. «Мои дети будут читать Библию в подлиннике» Пушкин увлекается Священным Писанием. Поскольку в то время Библия еще не была переведена на русский язык, он принимается за изучение церковнославянского, чтобы прочесть ее на сакральном языке. И прочел, как сам поэт выразился, «от доски до доски», восторгаясь ее поэзией и постепенно погружаясь в Премудрость Божию.
Больше всего Пушкина поразил образ пророка Моисея. Он писал о нем: «Только в Боге может найти успокоение этот служитель Божий». Изучая Книгу Иова, Пушкин находит ответ на вопрос о происхождении и значении страданий. Именно эти два образа – Иов Многострадальный и пророк Моисей помогут Пушкину позднее мужественно перенести страдания на смертном одре. Священное Писание становится настольной книгой поэта. Он приучает к нему своих детей. Как-то Хомяков заметил Пушкину, что в Библии есть вещи неприличные и бесполезные для детей. На что Пушкин с горячностью ответил, что для чистых все чисто. «Невинное воображение ребенка никогда не загрязнится, потому что оно чисто. Мои дети будут читать Библию в подлиннике». «На славянском?» – удивился Хомяков. «Да, пославянски, – ответил Пушкин. – Передавать этот удивительный текст пошлым современным языком – это кощунство, даже относительно эстетики, вкуса и здорового смысла». У алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря находится могила А.С. Пушкина. Рядом могилы его предков: деда Осипа Абрамовича Ганнибала (+ 1806), бабушки Марии Алексеевны (+ 1818), матери Надежды Осиповны (+ 1836) и отца Сергея Львовича (+ 1848). В алтарной части Успенского собора похоронен младший брат поэта Платон (+ 1819) Читая Писание, Пушкин много размышлял о природе добра и зла. Вот его строки, актуальные доныне: «Я верю Богу во всем, что касается сатаны. В стихах о падшем духе, прекрасном и коварном, заключена великая философская истина – если уродливость дьявола не мешала колдунам поклоняться ему, то это свидетельствует о развращенности человечества, которое подчас преклоняется перед всевозможными, особенно нравственными уродливостями, возводя их в красоты». Глубоко верующий В.А. Жуковский, слушая поэта, сказал: «Как Пушкин созрел, и как развилось в нем религиозное чувство». Жизнь в Михайловском, общение с настоятелем, братией и прихожанами Святогорского монастыря совершенно преобразили Пушкина. Александр Сергеевич начал открыто, в своих статьях и речах, исповедовать православную веру. Все, что было написано им до этого, поэт творчеством уже не считал. К концу ссылки Пушкин сочинил стихотворение «Пророк». Последнее пристанище В Санкт-Петербург Александр Сергеевич возвратился совсем другим человеком – окрепшим в вере. Не прошло и месяца, как он вновь отправился в Михайловское – «вольным в покинутую тюрьму» – и прожил здесь еще около месяца. Последний его приезд сюда состоялся в апреле 1836 года, когда он хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать – Надежду Осиповну. А в феврале 1837 года рядом с матерью друзья похоронили самого поэта, погибшего на дуэли от руки француза Дантеса.
Святогорский монастырь стал последним земным пристанищем Александра Сергеевича. Интересно, что сама обитель в годы гонений на Церковь сохранилась благодаря его могиле – здесь был создан музей-заповедник. Монахи Святогорского монастыря по сей день поминают на каждой Литургии раба Божия Александра «со сродники». И в наше время паломники и местные жители молятся перед чудотворными иконами Богородицы «Умиление» и «Одигитрия», перед которыми возносили свои молитвы настоятель монастыря отец Иона и опальный поэт Александр Сергеевич Пушкин. Полезная информация: Адрес Успенского Святогорского монастыря: Россия, 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, р.п. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, д. 1 Музей-заповедник «Михайловское»: |