Облака над Вереей

Архив статей

Облака над Вереей

Верея, самый крупный город Московской губернии в XIX веке, ныне является самым маленьким городом Подмосковья. Однако это не мешает ей оставаться живописным и уютным уголком в непосредственной близости от столицы.

 

Верея когда-то была самым большим городом Московской губерниии

Верея когда-то была самым большим городом Московской губернии

 

Согласно В.И. Далю, "Верея" - это столб, на который навешиваются полотенца ворот. Писатель связывает  это название с пограничным положением города

Согласно В.И. Далю, «Верея» — это столб, на который навешиваются полотенца ворот. Писатель связывает это название с пограничным положением города

 

Памятник освободителю Вереи от французскийх захватчиков  генералу Ивану Семеновичу Дорохову

Памятник генералу Ивану Семеновичу Дорохову -  освободителю Вереи от французских захватчиков

 

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова

 

Икона священномученика Илариона Верейского с его личной панагией в Христорождственском храме

Икона священномученика Илариона Верейского с его личной панагией в Христорождественском храме

 

 

В Ильинском храме служили практически все священники из Маросейского Никольского храма Москвы

В Ильинском храме служили практически все священники из Маросейского Никольского храма Москвы

 

 

Священник Сергий Мечев с прихожанами в Верее. 1927-1928 годы

Священник Сергий Мечев с прихожанами в Верее. 1927-1928 годы

 

 

В этом доме по адресу Больничная улица, 28/9, жил и скончался святой Алексий Мечев

В этом доме по адресу Больничная улица, 28/9 жил и скончался святой Алексий Мечев

 

Алексий Мечев на пороге дома в Верее

Алексий Мечев на пороге дома в Верее

 

 

Священномученик Петр Пушкинский был настоятелем Ильинского храма

Память священномученика Петра совершается в день его смерти – 13 октября

 

Храм Входа Господня в Иерусалим

Храм в честь Входа Господня в Иерусалим

 

Богоявленский храм

Богоявленский храм

 

Верея, самый крупный город Московской губернии в XIX веке, ныне является самым маленьким городом Подмосковья. Однако это не мешает ей оставаться живописным и уютным уголком в непосредственной близости от столицы.

«В лесах сосновых утопая, где речки синий поясок, в садах от края и до края стоит наш тихий городок», – так поэтично описывает Верею ее жительница Ольга Комочкина, рабочая швейной фабрики, чьи стихи не раз публиковались в сборниках поэтов Наро-Фоминской земли.

Верея расположена на правом берегу реки Протвы в 95 км к юго-западу от Москвы и в 22 км к югу от железнодорожной станции Можайск. Город самый древний в Наро-Фоминском районе. Первое официальное упоминание встречается в летописи 1371 года. В середине XV века Верея – центр удельного княжества, а к концу XVIII века – центр Верейского уезда. Город активно развивается, этому способствует удобное расположение на крупнейших торговых путях – Оке и Протве. В 1787 году его население составляет 5,9 тысячи человек, Верея превращается в крупнейший город в Московском уезде. Разбогатевшие купцы не жалеют денег на строительство храмов.

Первенец и генерал-освободитель

Белокаменный собор Рождества Христова заложили 15 мая 1552 года на территории верейского кремля в честь взятия Казани. А еще в знак отличия верейских ратников под руководством князя Владимира Андреевича Старицкого, который и построил храм. Его начали возводить по указанию самого царя Иоанна Грозного, государь не единожды посещал собор.

В 1701 году храм отреставрировали и заново освятили. Спустя 29 лет его капитально перестроили и разделили на два уровня. А в 1802 году достроили колокольню и трапезную, что сделало собор более похожим на то, что мы видим сегодня.

Во время войны с Наполеоном Верея была оккупирована французами, принесшими с собой разруху и голод. Освободить город от захватчиков поручили генералу Ивану Семеновичу Дорохову. Благодаря помощи местных жителей русским войскам под командованием генерала Дорохова удалось с минимальными потерями выбить французов из верейского кремля, после чего наполеоновские войска отступили, освободив город.

Русским войскам под командованием генерала Дорохова удалось выбить французов из Вереи

Иван Семенович так полюбил Верею, что завещал похоронить его здесь, вот что он писал: «Почтенным жителям города Вереи: если Вы слышали, почтенные соотчичи, о генерале Дорохове, который освободил Ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от Вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля».

Генерал окончил свой земной путь 25 апреля (7 мая) 1815 года. Верийцы выполнили завещание Ивана Семеновича: героя войны 1812 года похоронили в подклете Рождественского собора. А в трапезной нижнего храма поставили ему памятник за железной решеткой с завещанием-надписью на чугунной плите.

С приходом большевиков в 1918 году захоронение героя войны было разорено. Группа вооруженных людей вошла в подклет Рождественского собора. Сбросив на пол тяжелую надгробную плиту, красноармейцы вскрыли крышку гроба и обомлели. Перед ними лежал, как живой, человек в генеральском мундире. Едва один из осквернителей дотронулся до золотого эполета, как одежда и высохшее тело рассыпались в прах, обнажив скелет. Большевики не постыдились выбросить останки героя с откоса над Протвой. А ночью их собрали два пожилых жителя Вереи и тайно захоронили.

Спустя шесть лет новые власти закрыли и разорили Рождественский собор. После войны предпринимались попытки отреставрировать его, но до конца доведены не были. Собор обветшал так, что пришел в аварийное состояние.

На рубеже XXI века, когда вновь образовалась приходская община, начались работы по восстановлению святыни. В 1999 году во время расчистки бывшего склепа генерала И.С. Дорохова были найдены части человеческого скелета, детали гроба, фрагменты генеральского мундира и эполет, пояс, эфес сабли. Найденные останки торжественно перезахоронили в новой гробнице. Рядом с ней сейчас находится еще одна святыня – ковчег с частицей мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского, во имя которого был освящен один из приделов нижнего храма.

Считается, что верхняя церковь Христорождественского собора была устроена в честь Владимирской иконы Божией Матери. Согласно преданию, вскоре после литовского разорения икону, плывущую по реке Протве, увидели дети и принесли в храм. На ее обороте был изображен лик святителя Николая.

Храм Рождества Христова был украшен фресковой живописью венецианского стиля. В восьмигранном куполе молящиеся видели изображение Господа Саваофа в окружении Херувимов и Архангелов, на гранях – исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание торгующих из Иерусалимского храма, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны можно было увидеть избиение Вифлеемских младенцев, несение Креста, а с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене был изображен Всемирный потоп, в нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – лики святых. К сожалению, эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.

 

«Я умирать к Вам приеду»

Особо почитаема и любима местными жителями Ильинская церковь, расположенная рядом с Больничной улицей. Первые упоминания о ней относятся к 1629 году.

История Ильинского храма тесно связана с именем московского священника – праведного Алексия Мечева, находившегося в дружеских отношениях с настоятелем храма протоиереем Петром Пушкинским. Как пишет духовная дочь святого Алексия М.Н. Соколова (монахиня Иулиания), в годы Гражданской войны в Верее «был куплен домик недалеко от церкви святого пророка Илии; в этом доме жила старшая дочь Батюшки со своей маленькой дочкой. Здесь Батюшка проводил свой летний отдых… В храме святого Илии пророка он часто служил; здесь он отдыхал от народа, здесь никто не отрывал его от молитвы».

С Вереей было много связано и у маросейской общины. На лето сюда приезжали семьями. В переулках, соседних с домом батюшки Алексия, снимали дачи и поселялись в них с детьми другие прихожане, не имевшие достаточно средств на отдых за городом.

Практически все священники из маросейского Никольского храма в те годы и позднее служили в Ильинской церкви. Например, Борис Холчев после посвящения в сан положенные сорок литургий отслужил именно здесь.

В 1923 году в Москве побывал настоятель Ильинского храма протоиерей Петр Пушкинский. Батюшке Алексию он задал вопрос: «Когда же Вы отдыхать к нам приедете?» И услышал в ответ: «Я умирать к Вам приеду». Через два месяца батюшка Алексий приехал в Верею. Перед отъездом в маросейском храме отслужил свою последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, простился с храмом. В свой последний вечер 22 июня 1923 года он был со всеми очень ласков, вспоминал тех, кого не было рядом, особенно внука Алешу. Как только он лег в постель, наступила смерть – паралич сердца.

После смерти батюшки Алексия к протоиерею Петру стал приезжать иерей Сергий Мечев, сын умершего, вместе с членами общины. Однажды иерей Сергий прислал к верейскому настоятелю двоих детей-беспризорников, которые жили в Верее два года.

«Категорически против»

В 1920 году епископом Верейским был назначен Иларион (Троицкий), будущий священномученик. Несмотря на свою занятость, он часто служил в храмах и монастырях Верейского уезда. В то время устраивались диспуты между безбожниками и духовенством. Епископ Иларион и настоятель Ильинского храма священник Петр Пушкинский стали участниками одного из них. К концу встречи все понимали, что безбожники терпят поражение. Тогда «проигравшие» предложили поставить на голосование вопрос об аресте оппонентов. Пока обсуждали да голосовали, протоиерей Петр вывел епископа Илариона из клуба черным ходом и привел к себе домой. Утром владыка уехал. Ныне в Ильинском храме хранится как святыня икона священномученика Илариона Верейского с частицей мощей, переданных храму московским Сретенским монастырем. Очень чтут прихожане и икону настоятеля Ильинского храма – священномученика Петра Пушкинского.

Протоиерей Петр родился 23 декабря 1891 года в селе Барково Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Пушкинского. После духовного училища Петр поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1913 году по первому разряду. Особой наградой были отмечены его успехи в составлении и произнесении проповедей.

В 1914 году он женился на Зинаиде Смирновой, дочери протоиерея Василия, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском. Тогда же он был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Илии Пророка в Верее. Во время Первой мировой войны отец Петр безвозмездно исполнял обязанности священника в городском лазарете. Когда Гражданская война закончилась, он вернулся служить в свой храм.

Протоиерей Петр много внимания уделял воспитанию благочестивого отношения к храму и богослужению. Ничего не сокращал в службах, даже если приходило мало народа. Ему удалось создать большой церковный хор (около 40 человек), несмотря на все гонения на Церковь. Среди певчих были учителя, врачи, служащие, ремесленники.

К батюшке не один раз приходили агенты ОГПУ, убеждая оставить священство и отречься от Христа и Церкви. Они предлагали протоиерею Петру объявить об этом с амвона, сулили деньги. Несколько раз священника вызывали в Москву и тоже предлагали деньги за отречение от веры. Протоиерей Петр всегда отвечал, что он «категорически против».

Священномученик Петр Пушкинский был настоятелем Ильинского храма

Его арестовали 31 июля 1937 года и обвинили в контрреволюционной деятельности. Нашелся лжесвидетель, уверявший судей, что священник Петр относился к советской власти и Сталинской конституции враждебно. По словам лжесвидетеля, протоиерей Петр имел тесную связь со священниками города Москвы – Алексием и Сергием Мечевыми, известными монархистами, которые собирали деньги и помогали репрессированным священникам. На допросах следователи спрашивали протоиерея Петра, знаком ли он с Мечевыми (отец Сергий был уже арестован) и помогал ли находившимся в заключении священнослужителям. Протоиерей Петр не отрицал знакомства с Мечевыми и сообщил, помогал жене находящегося в заключении отца Сергия, который является его родственником. А вот обвинение в контрреволюционной деятельности категорически отверг.

К протоиерею Петру не раз приходили агенты ОГПУ, убеждая отречься от Христа. Но батюшка выбрал другой путь

9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Петра к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 октября 1937 года на Бутовском полигоне. После этого Ильинский храм был закрыт. Однако после Второй мировой войны, в 1947 году, его открыли вновь. В 1989 году дело по обвинению протоиерея Петра Пушкинского было пересмотрено, он был реабилитирован. А в 2000 году причислен к лику святых.

Память священномученика Петра совершается в день его смерти – 13 октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских – 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, либо в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Полезная информация:

Собор Рождества Христова

Адрес: 143330, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, г. Верея, ул. Карла Маркса, д. 2

Тел.: +7 (496) 346-70-83

Сайт: http://vereya-hram.narod.ru/

Храм Илии Пророка:

Адрес: 143330, Московская обл., Наро-Фоминский район, г. Верея, Кустарный пер., д. 4

Тел.: 8 (496) 346-76-88, 8 (910) 433-86-73

E-mail: shibankovohram@mail.ru

Сайт: http://vereyiliya.cerkov.ru/

Проезд до Вереи: от Москвы со ст. м. «Тушинская» автобусом до Вереи – 111 км; с Белорусского вокзала до ст. Дорохово – 87 км, далее автобусом до Вереи – 27 км.

На авто: от Москвы по Минскому шоссе до поворота на Можайск и Верею – ок. 90 км, далее налево на Верею и Борисово – ок. 15 км.

Что еще посмотреть в Верее:

Храм Входа Господня в Иерусалим (бывший собор Спасского монастыря)

Адрес: 143330, Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. Лесная, стр. 3

Тел.: +7 (926) 194-18-10; +7 (903) 525-63-54 – Татьяна, организация экскурсий

Сайт: http://hramvereya.ru/

Святыни: резное изображение святителя Николая (Никола Верейский).

Богоявленский храм

Адрес: 143330, Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. 19 Января, д. 2

Тел.: 8 (964) 791-49-61 – священник Валерий Васильев

Сайт: www.epiphany-church.ru./

Святыни: в храме находится икона адмирала Федора Ушакова, первого военного моряка, причисленного к лику святых за праведный образ жизни, воинскую доблесть, служение Отечеству и христианской вере.

Храм Константина и Елены

Адрес: 143330, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, г. Верея, ул. Кировская, д. 46/28

Сайт: http://hram-konstantina-i-eleny.ru/

Этот храм интересен тем, что в нем чаще, чем в других, совершался обряд венчания. Храм был богато и красиво украшен. Не случайно император Александр I при посещении Вереи 21 августа 1824 года вышел из коляски, осмотрел храм и поцеловал крест, который держал в руках местный священник.

 

Галина Дигтяренко, фото Елены Борисовой

 

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Отзыв о поездке на Святую Землю и Синай 02-08 июня 2019 г

    Отзыв о поездке на Святую Землю и Синай 02-08 июня 2019 г

    Со 2 июня по 8 июня 2019 года сотрудница нашего паломнического центра Анна Надёжнова посетила Святую Землю в составе паломнической группы. Любое посещение Святой Земли – откровение, но эта поездка включала в себя ещё и восхождение на гору Синай

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.