Если представить монастыри в виде строительных конструкций в большом здании Святой Руси, то Псково-Печерскую обитель можно назвать одной из главных несущих опор.
Есть опоры и подревнее, но так уж случилось, что монастырь в глухом лесном Запсковье стал вровень с такими твердынями Православия, как Киево-Печерская обитель, Свято-Сергиева Лавра, Валаам и Соловки.
Промыслительно, что в разгар хрущевских антицерковных гонений в советской России осталось лишь два действующих монастыря – Лавра в Загорске и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
С какой твердостью и изобретательностью спасал Печерскую обитель от настойчивых попыток закрытия ее тогдашний настоятель – боевой офицер, дошедший до Берлина, отец Алипий, захватывающе рассказано в книге «Несвятые святые» другого ее бывшего насельника, а ныне архимандрита Сретенского монастыря отца Тихона (Шевкунова). Можно смело утверждать, что одной из составляющих небывалого успеха этого «православного бестселлера» стал отсвет духовной благодати Псково-Печерской обители, разлитый по книжным страницам. В том числе благодати вполне персонифицированной – в лице почившего не так давно старца отца Иоанна (Крестьянкина).
В Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну за советом приезжали самые разные люди. И до сих пор письма с разных концов света продолжают приходить сюда.
Чудесное основание обители
А началось все в далеком XIV веке. Согласно летописям, уже в 1392 году местные жители узнали о пещере в горе близ ручья Каменца, в которой спасались иноки Киево-Печерской обители. Они бежали в псковские пределы от татар. История донесла до нас лишь одно имя «начального инока» – преподобного Марка. В летописи рассказывается, что изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местный крестьянин Иван Дементьев под корнями поваленного на склоне дерева открыл вход в пещеру, над которым славянской вязью значилось: «Богом зданныя пещеры». Эта надпись и сегодня встречает паломников в Печерском монастыре, открывая под великолепным Успенским храмом вход в так называемые Большие пещеры. Приняв за несколько веков в открытых захоронениях тысячи иноков, пещера превратилась в подземный город с расходящимися «улицами». Здесь нет и намека на запах тления, здесь нет смерти, здесь буквально разлито чаянье «Воскресения и жизни будущего века».
Святые супруги
В 1470 году рядом с пещерой поселился священник Иоанн с семьей. Родом из московских пределов, он, придя в Ливонию как миссионер, столкнулся с жестким противлением со стороны немцев-католиков. Гонения на православных заставили священника удалиться с женой Марией и детьми в Псков. Поселившись возле святого места, отец Иоанн выкопал пещеру, в которой начал обустраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре сюда потянулись богомольцы. В 1473 году храм освятили, что и стало официальной датой основания обители. А двумя годами раньше здесь была явлена икона Успения Божией Матери. Во время освящения храма икона явила чудо: прозрела слепая женщина.
Вскоре жена отца Иоанна тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, Мария приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители. После смерти супруги отец Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Праведные супруги были причислены к лику Псково-Печерских святых. Деревянные раки с их мощами до сих пор стоят в Малых пещерах монастыря под Успенским храмом. На гробе преподобной Вассы виден след огня. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, глумясь, хотел мечом вскрыть раку, но его опалило пламя, исшедшее из гроба.
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил построил дервянную церковь во имя свв. Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Однако вскоре монастырь подвергся разрушительному нападению лифляндцев. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме, вышедший из алтаря огонь выгнал их из обители. Тем временем из соседнего Изборска подоспел русский отряд, довершивший изгнание разбойников. Иноверцы с тех пор многократно пытались уничтожить обитель, ибо справедливо видели в ней оплот Православия и русского влияния на местные балтийские племена.
Михайловский собор
Славен монастырь до моря Варяжскаго
Среди самых значимых устроителей монастыря XVI века стоит упомянуть игумена Дорофея и государева дьяка Мисюря Мунехина, который вел работы в обители с большим размахом. «Так монастырец на версе горы превратился в славен монастырь до моря Варяжскаго».
Архимандрит Нафанаил был казначеем монастыря. В своем усердии он в буквальном смысле не ел и не спал; Архимандрит Серафим, происходивший из немецких баронов, пришел в монастырь в 30-е годы XX века и жил в пещере, очень сырой и темной; Наместник монастыря отец Алипий отстоял обитель при Хрущеве. Когда в очередной раз пришли с требованием закрыть, он объявил: «У меня половина братии – фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона»; Отец Антипа был удивительно добр и всегда со всеми приветлив. Отрадой для него были многочисленные молебны с акафистами. Он весь сиял на этих нескончаемых службах.
Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, влекла сюда множество богомольцев. Обитель, называемая теперь Домом Пречистой Богородицы, пополнялась драгоценными вкладами, прирастала обширными угодьями. За счет монастырской казны в окрестных деревнях восстанавливались сожженные захватчиками дома, во время перемирий выкупались военнопленные.
Небесная помощь
Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Выдающуюся роль в отражении врага сыграл тогда Псково-Печерский монастырь. Пять месяцев войска польского короля Стефана Батория безуспешно штурмовали Псковский кремль и в досаде осадили Печерскую обитель. Защищали ее в ту пору кроме монахов лишь около 300 стрельцов. Пушечные ядра разбили стену возле Благовещенского храма, и в пролом хлынули иноземцы. Казалось, монастырь обречен. И тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Божией Матери, горячо молясь Заступнице. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал позже в дневнике: «Немцам не везет в Печорах… Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Одни говорят, что место заколдовано, другие – что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».
Та же небесная помощь, по сказанию, была дана осажденной обители и в смутном 1612 году. Тогда польские интервенты, осаждавшие монастырь, увидели на стене крепости «жену благообразну прапором червленым машуще на них, с нею же ходяща некоего старца светолепна» и в смятении отступили. Спустя 200 лет, когда к Пскову приближались французские войска, по просьбе псковичей в город из монастыря принесли иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», а также хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, был совершен крестный ход. В тот же день русские войска отбили Полоцк, и Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны с Наполеоном генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм во имя святого Архистратига Божия Михаила.
Диво
Много чудес Господних явлено было за долгую монастырскую историю. Обо всех и не расскажешь. Упомянем лишь о том, что после октябрьского переворота земля, на которой стоял монастырь, была по Промыслу Божьему отдана большевиками (как бы «на время»!) буржуазной Эстонии, что и спасло обитель от разорения. Во время войны с Гитлером в монастырских пещерах укрывались советские разведчики, а сам монастырь помогал военнопленным едой и одеждой.
Немало просияло здесь великих угодников Божиих: преподобные Лазарь и Симеон (Желнин), старец Феодосий, а в наше время схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) и, конечно же, отец Иоанн (Крестьянкин). Наместником монастыря после войны был архимандрит Пимен – будущий Патриарх.
Андрей Самохин,
фото автора и Владимира Ештокина