Голицыны в селе Замытье

Архив статей

Голицыны в селе Замытье

Здесь нет благоустроенных гостиниц, кафе и ресторанов, бойких экскурсоводов, повествующих о великих исторических событиях, но зато сохранилось то сокровенное, чего остро не хватает городскому человеку: мир и душевный покой, ощущение истинной свободы

 

Здесь нет благоустроенных гостиниц, кафе и ресторанов, бойких экскурсоводов, повествующих о великих исторических событиях, но зато сохранилось то сокровенное, чего остро не хватает городскому человеку: мир и душевный покой, ощущение истинной свободы и внутренней гармонии в окружении застенчивой русской природы.

Наряду со скромными церквушками в сельской глубинке затерялись выдающиеся памятники русского зодчества.

Именитые архитекторы вместе с простыми сельскими плотниками и каменщиками воплощали здесь самые смелые замыслы, выражая в дереве и камне свои заветные чаяния.

 

За мытом

Село Замытье расположено в 70 км от Твери на север по Бежецкому шоссе. Название происходит от слова «мыт» – «пошлина за проезд в заставу или провоз товара», то есть Замытье – селение за мытом.

В XII – первой половине XIII веков Замытскими землями владели новгородцы, а река Медведица была одним из водных (единственных тогда) путей для торговли с Низом – Поволжьем, Ростовом, Суздалем. На юго-востоке, за Медведицей, располагались земли Тверского княжества. На восток и северо-восток тянулись волости новгородские.

После Отечественной войны 1812 года Замытье – владение князей Голицыных – Андрея Андреевича, Федора Андреевича и Андрея Федоровича, самых крупных землевладельцев в уезде. Эта ветвь многочисленного рода Голицыных происходила от Михаила Алексеевича, известного в истории под прозвищем Голицын-Квасник, придворного шута императрицы Анны Иоановны, подававшего квас Ее Величеству. В шуты князь был произведен в наказание за вероотступничество при повторном браке с иностранкой. Его шутовская свадьба в Ледяном доме получила широкую известность как назидание другим за перемену веры. Именно в этом браке и был рожден будущий дед Андрея Андреевича, первого из рода Голицыных владельца имения в Замытье.

Село входило в тройку наиболее крупных торговых сел Бежецкого уезда. По переписи 1859 года в Замытье, которое имело в то время и другое название – Спасское, было 74 двора, где проживали 535 жителей. Через 26 лет здесь обитали уже 10437 человек. Ежегодно на праздник Преображения и на осеннюю Казанскую в селе проводились ярмарки. Цыгане продавали лошадей, крестьяне везли рожь, овес, рыбу, хмель, а кустари – колеса, посуду, бочки, кожаную и валяную обувь. В Замытье было семь мелочных лавок, маслобойня, торговые ряды, чайная, колбасная, булочная, кузница, кирпичный и бараночный заводики, трикотажная кустарная фабрика. Кроме того, имелось три завода по выделке черной кожи для сапог, две круподерки, а в деревнях волости 80 гвоздильных кузниц, гончарное и дегтярное производства. В 1869 году здесь открылось двухклассное училище, а в 1893-м – своя больница.

 

Преображенский собор

В 1818 году в селе начинается строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Первая постройка по вине подрядчика И. Калмыкова была неудачна – провалился фундамент. В 1822 году работы возобновились на новом месте и по новому проекту известного губернского архитектора Николая Леграна.

В 1833 году этот нетипичный для сельской глубинки каменный храм был построен и освящен. Расписал собор тверской мещанин Иван Культепин. Деньги на строительство внесли местные помещики, князья Голицыны.

Спасо-Преображенский собор – пятикупольный величавый красавец, украшенный портиками и белокаменным декором, с четырехъярусной колокольней, необыкновенно высокий шпиль которой виден за много километров, имел пять престолов: Преображения Господня, святого Пророка Илии, Святителя Николая Чудотворца, святителя Дмитрия Ростовского и Казанской иконы Божией Матери. Кованые двустворчатые двери храма, необыкновенно высокий шпиль колокольни и его внутреннее убранство поражали не одно поколение людей.

Прихожанами храма были жители сразу двадцати деревень – Замытья, Лахина, Агафонихи, Селькова, Верескова, Гнездилова, Высокова, Камня, Раменья, Жихнева, Кобылина, Цепелихи, Головкова, Могилок, Ловцова, Кобелихи, Григоркова, Разделихи, Бережка, Гришутина.

В 30-е годы ХХ века собор закрыли. В течение нескольких лет его использовали в хозяйственных целях, затем он длительное время пустовал. Здание взято на учет как памятник архитектуры и истории XIX века (паспорт № 1124 хранится в Комитете по сохранению исторического и культурного наследия администрации Тверской области).

Сегодня собор находится в аварийном состоянии: кровля полностью утрачена, своды на грани обрушения, местами отсутствует белокаменный декор, от росписей осталось не более 15%.

 

Чем мы хуже Голицыных

Несмотря на разруху, в храме проводятся богослужения. Чтобы спасти заброшенную святыню, прихожане создали благотворительный фонд «Преображенский Собор». Регулярно устраиваются субботники по расчистке территории от строительного мусора.

У фонда нет штатных сотрудников, правление осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Каждый шаг, каждое действие по восстановлению согласовываются с реставраторами, работы ведутся в соответствии с утвержденными проектами.

Свою деятельность фонд начал с сентября 2011 года, и сразу же откликнулись люди: на средства местных жителей и дачников подлатали купола и кровли алтарей, соорудили временную крышу. Однако реставрация – дело очень дорогое и трудоемкое. Тех немногих средств, что удается собрать благодаря совсем небогатым людям, пока хватает лишь на оплату труда рабочих-реставраторов.

Что же мы оставим после себя нашим детям и внукам? Как объясним, почему не сберегли доставшееся нам от наших трудолюбивых предков сокровище, нашу историю, воплощенную в камне?

В селе Замытье проведен газ, есть водопровод, восстанавливаются купеческий дом и торговые ряды. Народ сносит ветхие дома и строит новые, и только вид разрушающегося величественного собора остается прежним, заставляя щемить сердце каждого проходящего мимо человека с истинно русской душой...

 

В блокнот паломнику:

Как добраться:

До Твери электричкой или автобусом от Ленинградского вокзала, далее автобусом от автовокзала Твери до пгт. Рамешки (63 км). От Рамешек местным автобусом или попуткой до Замытья (7 км).

На автомобиле: из Твери по трассе Р84 (Бежецкое шоссе) на север до пгт. Рамешки (63 км), на центральной площади пгт. Рамешки повернуть налево на Никольское – Лихославль. До с. Замытье – 7 км.

Фонд Преображенский собор – www.preobrsobor.ru

Тел.: 8 (903)238-21-74,

председатель правления фонда Спажев Геннадий Вячеславович

Банковские реквизиты фонда:

р/с 40703810000000296523

в ОАО «Тверьуниверсалбанк», г. Тверь

БИК 042809707

К/счет 30101810300000000707

в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области

Получатель:

БФ «Преображенский Собор»

ИНН 6949995022

КПП 694901001

ОГРН 1116900003110

Геннадий Спажев,

фото Ольги Козловой

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.