Икона святых бессребрянников и чудотворцев Косьмы и Дамиана
По дороге в обитель
Часовня над святым источником
Престольный праздник в монастыре
Храм во имя Косьмы и Дамиана (холодный)
Преображенский храм
Вход на территорию монастыря
Царский охотничий домик. Фото начала ХХ века
Святой источник
В монастыре почитается Иерусалимская икона Божией Матери, написанная и освященная на Афоне в 1907 году |
Эта немноголюдная обитель расположена высоко в горах, в заповедной зоне, и попасть в нее можно, лишь получив специальное разрешение. Но каждый год 14 июля вход для всех желающих открыт, и сюда стекаются тысячи верующих.
Преданья старины глубокой Косьмо-Дамиановский мужской монастырь находится в двадцати километрах от Алушты, у подошвы горы Чатыр-Даг в живописном ущелье с лесистыми склонами. Тот, кто побывал здесь хотя бы раз, не забудет этого удивительного места. Вновь и вновь будет тянуть в горы, к хрустальной воде в почти высохшей речке, звенящему от чистоты воздуху. Место это непростое, оно отмечено Богом. В III веке сюда из Рима были сосланы святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косьма и Дамиан. Здесь они продолжали безвозмездно лечить больных и вымолили у Бога целебной воды – из-под горы потекли два ручья чудодейственной силы. Источник продолжал исцелять и после того, как братья вернулись в Рим, где им предстояло принять мученическую смерть за веру. Предание рассказывает, что однажды к источнику пришел измученный проказой пастух и заснул. Во сне увидел двух человек с ореолами над головами, назвавшихся Косьмой и Дамианом. Братья предложили пастуху искупаться в источнике, что он и сделал, проснувшись. После этого больной почувствовал облегчение, и сон вновь сморил его. Опять увидел чудотворцев, которые сказали: «Будешь теперь совершенно здоров, но помни, что ежегодно 1 июля ты должен являться к нашему источнику для омовения тела». По другому преданию, благочестивый грек прилег отдохнуть около источника и в дремоте увидел двух странников средних лет, которые испили воды из источника, а затем отошли к дереву и растворились. Пораженный старец проснулся, подошел к дереву и нашел доску с ликами двух святых. На ней было написано, что здесь изображены святые Косьма и Дамиан. Грек сразу же узнал в них странников из сна. С той поры источник стали называть Косьмо-Дамиановским. Из разных мест стали приходить сюда больные и получать исцеление. Вскоре рядом построили храм во имя чудотворцев.
Крымский Афон Во время переселения христиан из Крыма в Приазовье (1778–1780) на полуострове опустело более почти половина из которых была полностью разрушена. Вероятно, подобная участь постигла и храм Косьмы и Дамиана. Покидая полуостров, греки и армяне вывозили христианские святыни, иконостасы, церковную утварь. Тогда же они перевезли в Мариуполь и явленную икону святых целителей. А к святому источнику продолжали приходить люди – разной национальности, разного возраста, состояния, звания. Однако приклонить голову было негде – рядом с источником отсутствовали какие-либо постройки. Первое пристанище для паломников появилось здесь только во втором десятилетии XIX века на средства графини Софии Потоцкой. А начиная с 40-х годов XIX века ко дню памяти святых Косьмы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест, чтобы отслужить молебен и совершить чин освящения воды. При императоре Николае I была создана новая Херсоно-Таврическая епархия. В 1848 году ее возглавил архиепископ Иннокентий (Борисов). Все местные христианские святыни в Тавриде находились тогда в запустении, на полуострове господствовал ислам. На долю архиепископа Иннокентия, которого современники называли «звездой отечества» и «русским Златоустом», выпала миссия восстановления крымских святынь и устройство новых христианских обителей.
Несмотря на свирепствовавшую в это время на юге холеру, владыка осмотрел значительную часть своей епархии. В Крыму он посетил много мест, которые более других чествовались народом, и, конечно же, побывал у источника святых бессребреников. Вскоре по просьбе жителей Симферополя, Бахчисарая, Алушты и прочих городов владыка Иннокентий обратился в Священный Синод, испрашивая соизволения императора «учредить из всех священных мест Крыма одно иноческое братство, коего сосредоточием будет скала Успенская, под именем Успенского скита, прочие же священные урочища с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями под названием киновий». Говоря другими словами, владыка предложил устроить в Крыму свой Афон. В числе прочих он испрашивал разрешение и на открытие киновии у источника святых Косьмы и Дамиана. В 1850 году последовало высочайшее соизволение Николая I на открытие Бахчисарайского скита с киновиями, в числе которых указывалась и киновия у святого источника. А через три года началась Крымская война, которая отодвинула сроки открытия Косьмо-Дамиановского монастыря. Однако и во время войны в день памяти святых бессребреников, 1 июля по старому стилю, владыка Иннокентий посещал источник с уверенностью, что монастырь здесь будет и никакие враги не смогут отторгнуть Крым от нашего Отечества.
Полгода под снегом После окончания военных действий в Крыму для создания Косьмо-Дамиановского монастыря из Бахчисарайского Успенского скита были направлены иеромонах Макарий и монах Игнатий. Первым делом они приступили к постройке деревянной церкви над источником – по рисунку самого владыки Иннокентия. Многие жители Симферополя помогали пожертвованиями, и уже через год здесь стояла церковь. К сожалению, архиепископ Иннокентий не дождался этого радостного события. В день Святой Троицы 1857 года он, коленопреклоненный, тихо отошел ко Господу. Настоятелем новой киновии стал иеромонах Макарий. С первых дней жизнь в Косьмо-Дамиановском монастыре отличалась особым подвижничеством. Кроме маленького домика для богомольцев и небольшого храма, здесь ничего не было – ни келий, ни денег, ни еды, ни скота. Предстояло рубить лес, киркой и заступом сравнивать горы, чтобы возвести постройки. Деревья монахи носили на своих плечах. На расстоянии более десяти верст вокруг обители не было ни одного селения. Дороги, ведущие в монастырь, пролегали через густые леса и высокие горы и были пригодны только для пеших паломников. Река Альма часто пересекала дорогу, после проливных дождей в русло скатывались с гор большие камни. Монахам приходилось постоянно очищать от камней переезды через реку, выкладывать топкие места хворостом и валежником. Иначе доступ к монастырю был бы невозможен. Об огороде не могло быть и речи, почва здесь была не пригодная для выращивания овощей. Держать скот было бессмысленно, поскольку пастбища поблизости отсутствовали, кругом был лес. Зимой снег заносил монастырь и все подступы к нему, иногда несколько недель обитель оставалась погребенной под сугробами. Когда жители соседних долин замечали, что давно не приезжал монах из скита за покупками в город, поднималась тревога, люди шли с лопатами откапывать монастырь. Из-за снега обитель была оторвана от мира с ноября по апрель, монахи в это время вели одинокую, никем не нарушаемую пустынную жизнь. Продуктами запасались заранее на полгода – ездили за 45 верст в Симферополь. Иногда, бывало, и зимой по крайней необходимости отправляли кого-нибудь в Алушту, зачастую пешком. Бывали и несчастные случаи. Зимой 1865 года одного из послушников послали в Алушту по срочному делу. Все тропинки в лесу засыпал снег, послушник не нашел дорогу и замерз.
Базарчик Паломники начинали приходить в обитель начиная с мая. Больше всего их собиралось 1 июля, на престольный праздник. Съезжались со всего Новороссийского края, из Черноморья и Кавказа. Прибывали и крымские татары. К поездке готовились заранее, собирали в ящики посуду, провизию, постельные принадлежности, одеяла, подушки. Укладывали все это в повозки и по нескольку семейств отправлялись в путь. Подъехав к обители, размещались табором, там, где источник впадает в реку Альму, на площадке, получившей название «Базарчик». Это был настоящий семейный праздник. Люди переодевались в нарядные одежды и спешили к святому источнику. Приводили своих больных родственников, опускали их в целебные воды. В благодарность приносили восковые свечи собственного изготовления. В эти дни вся монастырская округа – склоны гор, дорога, небольшие полянки были усеяны фургонами и палатками. Всюду царило оживление, музыка, пляски, детские игры. Предприимчивые торговцы открывали лавочки, продавали чай, лимонад, хлеб, яйца, фрукты и вино. Повсюду горели костры, шныряли мальчишки, рыбаки ловили в реке форель. Ночевали богомольцы под открытым небом – монастырская гостиница была слишком мала. Утром паломники шли на праздничное богослужение, после литургии возвращались к своим повозкам и обедали. Потом укладывали имущество и отправлялись домой. Все вокруг затихало.
Царский домик Постепенно монастырь разрастался. В 1869 году был построен новый большой деревянный храм под железной крышей с колокольней. Старую церковь над источником разобрали и на ее месте поставили деревянную часовню. Рядом обустроили купальню с мужским и женским отделениями. Хорош был новый храм, однако зимой в нем было холодно. Поэтому на противоположном склоне ущелья решили возвести еще один – теплый, который освятили в честь Преображения Господня. Продолжали и строительство новых братских корпусов. Никаких средств от казны монастырь не получал, существуя на пожертвования, поэтому не мог содержать большого количества насельников. В первые десять лет здесь проживали от 4 до 8 человек. В оследующие двадцать лет – 14, а к концу 1890-х годов – 25 человек. Однако помощь от русских царей шла – они выделяли земли под монастырь и сами посещали это чудесное место. В 1882 году император Александр III, который ранее бывал в этих краях, велел построить на территории монастыря царский охотничий домик.В нем было восемь комнат, скромно, но уютно обставленных. Благодаря царскому домику была заново построена дорога, ведущая из Алушты в монастырь, ее назвали «Косьмо-Дамиановское шоссе».
Ликвидация С приходом в 1898 году нового владыки на Таврическую и Симферопольскую кафедру – епископа Николая (Зиорова) – монастырь был преобразован в женский. Насельницами стали монахини из Топловской Троице-Параскевиевской обители. Монахов же разместили по другим монастырям епархии. После 1917 года для обители наступили самые тяжелые времена – ее постоянно грабили многочисленные банды. А когда пришли большевики, все монастырские угодья были национализированы. Начиная с 1922 года обитель пытались закрыть. В том году в Крыму были ликвидированы еще 74 церкви и 3 монастыря. Через пять лет монахини были выселены, а все помещения монастыря перешли в ведение Крымского государственного заповедника. Источник святых Косьмы и Дамиана получил новое название – «Здоровье». В бывшем царском охотничьем домике устроили турбазу. Во время Великой Отечественной войны германо-румынские военные власти, желая лишить партизан пристанища, сожгли все помещения на территории заповедника. Уцелели лишь каменные стены кухни при охотничьем домике и каменная часовня. В 1992 году началась новая история обители – был зарегистрирован мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана. В 1994 году в день небесных покровителей обители архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил на источнике Божественную литургию.
Полезная информация: Адрес монастыря: 298500, г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42, Как добраться: попасть в Косьмо-Дамиановский монастырь можно с экскурсией или самостоятельно на автомобиле по старой Романовской дороге, проходящей через Алуштинский заповедник. Предварительно нужно получить разрешение в управлении Крымского заповедника Тел. администрации заповедника в Алуште: 8 (36560) 5-04-40, 8 (978) 084-29-18 Лишь один раз в году – 14 июля, в день святых Косьмы и Дамиана, для паломников открывают дорогу. У святого источника в монастыре проходит богослужение.
Галина Дигтяренко, |
2018-06-28 14:04