Многие храмы Венеции хранят величайшие святыни неразделенной Церкви, о которых, порой, даже не догадываются многочисленные гости города.
Единственный в Венеции православной храм, который находится в районе Кастелло на берегу Гранд-канала, принадлежит Греческой Православной Церкви. Это величественный собор св. Георгия Победоносца, где пребывает десница Василия Великого.
Во время своего земного служения (IV в.) святитель Василий практически в одиночку противостоял многим ересям и лжеучениям. Он был одним из самых образованных людей своего времени – философ, юрист, оратор, естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Современники называли его кораблём, «столь нагруженным ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В самые тяжелые для Православия времена, когда арианская ересь была узаконена императором Валентом (334-378гг), святитель взял на себя управление церковными делами. В это же время им была написана Божественная Литургия, которая и по сей день служится Великим постом.
Честная десница святителя хранится в специальном серебряном ковчеге, выполненном в форме кисти руки. По просьбе паломников священнослужители выносят мощевик из алтаря и накладывают его на голову верующих.
Среди других святынь храма - частица мощей Георгия Победоносца, частица мощей Николая Чудотворца и древняя икона Спасителя ХVII века.
В этом же историческом районе Венеции расположена и великолепная церковь святого праведного Захарии, которая считается одним из лучших образцов Раннего Возрождения. Храм строился специально для мощей святого Захария – отца святого Иоанна Предтечи. Эту бесценную святыню передал Венеции в IХ веке византийский император Лев V.
Спустя семь веков храм стал местом почитания ещё одного святого – Афанасия Великого. Его мощи (без честной главы) были практически выкрадены из захваченного турками Константинополя.
Святитель Афанасий, как и Василий Великий, был богословом и последовательным борцом против арианства. Ещё в молодости он выбрал для себя путь строгого аскетизма и сугубой молитвы. В 325 году святитель участвовал в Никейском соборе, а в 326-м был избран епископом Александрии, где прожил до конца своих дней.
Святому Афанасию молятся о помощи в различных житейских нуждах, но особенно – о вразумлении неверующих родственников и о тех, кто попал в религиозные секты.
Район Кастелло славится еще одной древней церковью – святого Иоанна Крестителя, построенной в VIII веке. Здесь был крещён великий композитор Антонио Вивальди. Но православному паломнику церковь интересна прежде всего тем, что под её сводами хранятся нетленные мощи святого Иоанна Милостивого – заступника всех страждущих и нуждающихся.
Святитель показал нам великолепные образцы истинного милосердия. Давая милостыню, святой Иоанн не взирал на лица, не расспрашивал о жизни, не раздражался назойливостью просящих. Он творил добро так, как велел Христос.
Святые мощи Иоанна Милостивого были принесены в храм в ХIII веке при удивительных обстоятельствах. Первоначально планировалось поместить святыню в соборе апостола Марка, но лодка с ковчегом, проплывая мимо храма св. Иоанна Предтечи, вдруг неожиданно встала. Сдвинуть с места её так и не удалось. После этого чуда было решено оставить святые мощи в Предтеченской церкви, где они пребывают и по сей день.
Здесь можно поклониться и другим великим святыням. В храме хранятся два шипа из Тернового венца Спасителя, часть Животворящего Древа Господня, часть ребра Иоанна Крестителя и монашеский крест преподобного Саввы Освященного.
Предтеченская церковь – единственная в Венеции (не считая домового храма при Российском посольстве), где совершаются богослужения на русском языке. В 2002 году здесь открылся православный приход свв. жен-мироносиц Русской Православной Церкви.
…Да, большинство храмов в «городе на воде» являются католическими, но мощи святых, которые в них покоятся, не могут принадлежать исключительно Западу или Востоку. Они – достояние каждого христианина, кто с глубокой верой и искренней любовью почитает Угодников Божиих и просит их молитв. Они - та реальность, которая здесь и сейчас открывает паломнику мир православной святости. И только от нас зависит, сможем ли мы вместить в себя хоть небольшую толику этого мира.