|
Прошло 700 лет со дня рождества преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея Руси великого чудотворца. Нет русского православного человека, чье сердце не согревалось бы теплом и любовью при упоминании этого святого имени и имени созданной им святой Троицкой Лавры! Великий молитвенник, собиратель, печальник и заступник Русской земли преподобный Сергий – земной ангел и небесный человек, был наставником и вдохновителем не только современников, но и многих поколений русских людей. Кротостью словес и тихим нравом он смягчал ожесточенные сердца князей, удивлял святителей, а примером своей подвижнической жизни вдохновил целый сонм иноков, ставших его последователями – ученики Сергиевы умножились, как чудесные птицы. Преподобный не оставил нам собственноручных писаний, но житие его доносит до нас слова наставления, переданные нам в завещании святого старца. На смертном одре, подавая последнее напутствие своей любимой братии, а сквозь века и всем нам, великий преподобный Сергий говорит о самом важном: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру, чести и славы не любите, паче же всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие Господне». Исследователи жития преподобного Сергия отправляют нас к Собранию рукописей Новгородского Софийского собора XVII века (№ 1157–1072. – 76) – этот текст дословно передаёт нам завещание преподобного. Преподобный цитирует здесь святого апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.,13:2). Повидимому преподобный Сергий любил эти слова и часто повторял их. Текст завещания традиционно изображается на иконах преподобного. На иконе, созданной в 1673 г. выдающимся иконописцем XVII века Симоном Ушаковым текст приводится полностью. Таким образом, лишь в Житии и на иконах мы встречаем этот текст, к сожалению, часто не придавая значения написанному. Спустя века эти слова снова обретают голос – теперь в звучании церковного песнопения. Назидательный текст не является молитвой, однако, он очень поэтичен и умилителен, он удобно ложится на духовную музыку. Такой пример есть – на ноты положены назидательные слова того же святого апостола Павла: «Братие, сие да мудрствуется в вас...» (Фил.,2:5). По структуре текст похож на стихиру и в молебном пении преподобному он вполне может найти своё каноническое место. Никогда прежде завещание преподобного не перекладывалось на ноты, и было несправедливо оставлено за пределами церковно-певческой традиции. Исполняемая за богослужением стихира, снова напомнит братии обители о завещании святого игумена, а паломникам о важнейших добродетелях: страннолюбии, чистоте, страхе Божием и нелицемерной любви. Насельник Лавры иеромонах Афанасий (Билибинский) многие годы своего служения посвятил церковному пению. Начинающий регент и композитор он окормлялся у выдающегося церковного регента XX века приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля). С юных лет впитывая наставления великого регента и старца, иеромонах Афанасий проникался духом певческих традиций Лавры, духом любви к церковной музыке и преподобному Сергию. О сочинении духовной музыки архимандрит Матфей говорил отцу Афанасию: «не бойся писать – поставь первую ноту и не останавливайся...» (из воспоминаний о. Афанасия). Отцу Афанасию принадлежит запись юбилейного диска, посвященного 100-летней памяти со дня преставления преподобного Варнавы Гефсиманского (1831-1906), записанного в Гефсиманском скиту в 2006 году и вновь изданного в ноябре 2016 к 110-летию памяти святого. По просьбе лаврской братии и в память архимандрита Матфея отец Афанасий изложил текст Завещания преподобного Сергия на 6 глас Киевского распева в гармонизации архимандрита Матфея. Умилительно и строго звучит голос преподобного Сергия сквозь века – как и прежде подавая «скорбящим утешение, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление»...
Завещание преподобного Сергия (ноты) |
Опубликовано в 1 номере журнала "У Троицы".
Автор: иеромонах Гурий (Гусев)