Экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре для детей и подростков проводит гид Елена Воскресенская.
Сергий Радонежский
Назад в ХIV век
Нашей обители без малого 700 лет. За это время через нее прошла вся русская история. Давайте сейчас мысленно перенесемся в далекий ХIV век.
Это было очень непростое для нашей страны время и совсем непохожее на нынешнее. Люди носили совершенно другую одежду, а в быту довольствовались самым малым. Такие простые вещи, как холодильник, телефон, компьютер, не могли присниться во сне даже самому знатному фантазеру.
Москва тогда только начинала утверждаться как главный город нашей страны, и за это первенство проливалась кровь. А, кроме того, на русские земли то и дело совершали набеги воинственные и жестокие племена кочевников. Русские князья ради сохранения своей земли и народа ездили в Золотую Орду на поклон татарскому хану с дорогими подарками, терпя немалые унижения.
В таких поездках князя сопровождали только самые верные бояре и слуги, среди которых особенно выделялся боярин Кирилл из Ростова Великого – отец будущего святого Сергия Радонежского.
Семья
В семье Кирилла и Марии росли три сына. Старший Стефан и младший Петр мало чем отличались от других боярских детей. А вот средний Варфоломей то и дело удивлял родителей. Еще не родившись, он… обрел свой голос. Многие были свидетелями чудесного явления, когда во время Божественной литургии младенец трижды прокричал во чреве матери. Когда же он появился на свет, то отказывался принимать молоко по средам и пятницам. Откуда младенец мог знать, что в эти дни мы постимся, вспоминая предательство Иуды и крестные страдания Христа?
Удивляло родителей и то, что подросшему Варфоломею, который отличался живым и любознательным нравом, никак не давалась грамота. В то время как его сверстники бойко читали Псалтирь и Часослов, он не мог научиться складывать слова по слогам. Но после случайной встречи с таинственным монахом, обещавшим помолиться за мальчика, все изменилось. Произошло чудо, и Варфоломей стал одним из лучших учеников среди своих сверстников.
В лесах
После смерти родителей Варфоломей решился осуществить свое давнее желание – стать монахом. Вместе с овдовевшим братом Стефаном он ушел подальше от людей – в непроходимые лесные чащи.
Именно здесь, где мы сейчас находимся, они срубили небольшую церковь и келью. Когда-то это был настоящий медвежий угол, и по ночам волки вплотную подходили к жилищу человека. От их страшного воя кровь леденела в жилах. Стефан, не выдержав тягот отшельнической жизни, ушел в Москву. А Варфоломей остался, хотя дьявол еще много раз искушал будущего святого, заставляя покинуть эти земли. Укрепив свой дух, отшельник вскоре принял монашество с новым именем – Сергий.
Как-то ранней весной, выйдя из кельи, Сергий увидел у самых дверей огромного медведя. Но не испугался, а от души пожалел косолапого – голодно зверю сейчас в лесу. Взял кусок хлеба, который приготовил себе на обед, и поделил его пополам. Медведь от угощенья не отказался и… повадился ходить к келье Преподобного. Были дни, когда Сергий отдавал зверю последний кусок хлеба, а сам оставался голодным. «Я-то – человек, мне Господь разум дал, я и потерпеть могу, – рассуждал отшельник, – а со зверя какой спрос?» Так и подружился молодой монах с медведем.
И мальчик воскрес!
Так прошло более двух лет, и молва о монахе, по молитвам которого происходили чудеса, разнеслась по округе. В Радонежский лес потянулись люди… Однажды поздно ночью кто-то постучал в келью. Преподобный Сергий открыл дверь. На пороге стоял человек и держал на руках умирающего мальчика: «Сын мой заболел и умирает, помоги мне, отче». Не договорив до конца, отец горько заплакал – он увидел, что сын его уже мертв.
Долго несчастный оплакивал свое горе, а потом пошел в лес приготовить все необходимое, чтобы похоронить сына. Когда он вышел из кельи, Сергий встал на колени и стал усердно молиться. И случилось чудо! Мертвенное личико мальчика сначала покрылось румянцем, затем он открыл глаза, а когда отец вернулся из леса, как ни в чем ни бывало выбежал ему навстречу.
Вскоре не тропинка – широкая дорога пролегла к келье Преподобного Сергия. Слава о нем дошла аж до далекого Константинополя! Сам патриарх Филофей прислал в лесную глушь дорогие подарки. Один из них – маленький крест-мощевик сохранился до наших дней.
Во время Куликовской битвы
Еще больше прославился Преподобный после победы русского оружия на Куликовом поле. Дмитрий Донской знал, что только благословение святого и его неустанная молитва помогли ему одолеть врага, который превосходил наше воинство и числом, и умением.
Все время, пока шла кровавая сеча, святой Сергий не вставал с колен, горячо прося Бога о победе. Во время молитвы Господь открывал ему имена воинов, павших на поле брани. Первым в храме помянули Александра Пересвета, сразившегося с непобедимым татарским богатырем Челубеем…
Самый скромный из монахов
Слава совсем не касалась души Преподобного Сергия. До конца жизни смиренный старец не гнушался никакой работы, носил ветхую, с заплатами одежду. Никогда ни на кого не повышал он голоса. Если кто-то из братии ленился выполнять порученное, то Преподобный сам брался за работу – молча, без осуждения.
Ночные часы святой Сергий проводил в молитве. Однажды ему явилась Пресвятая Богородица и пообещала никогда не оставлять обитель без Своей защиты.
Сергий Радонежский скончался в 1392 году, а через 30 лет были обретены его нетленные мощи, которые находятся в главном, Троицком соборе Лавры.
Сердце Лавры
Как вы думаете, что хотели сказать зодчие, возводя этот одноглавый белокаменный собор? НАША ЦЕРКОВЬ, КАК ВОИН, СИЛЬНА И НЕПОБЕДИМА.
Присмотритесь, Троицкий храм и впрямь похож на русского богатыря. Купол напоминает богатырский шлем. А ниже – вырезанный из камня пояс. Может быть, он здесь просто для красоты? А вы вспомните, кто в древности носил пояса? Конечно, воины – в знак крепости и силы.
Этот храм был построен в ХV веке на месте той самой деревянной церквушки, которую срубили Варфоломей и Стефан. Несмотря на свой довольно скромный вид, Троицкий собор является сердцем Лавры. Настало время войти внутрь.
В полумраке свечей
Давайте представим, что у входа стоит бессмертный летописец и каждого входящего записывает огромную книгу. И если бы нам позволили заглянуть в нее, мы бы увидели там имена наших князей, императоров, великих писателей, поэтов и художников.
…В Троицком соборе всегда полумрак. В древности не делали в храмах большие окна, ведь солнечные лучи помешают разглядеть исходящий от икон таинственный неземной свет. Его иконы излучают лишь при особом освещении – среди мерцающих лампад и свечей.
Троицкий собор был расписан самым знаменитым на Руси иконописцем – преподобным Андреем Рублевым. Однако главной храмовой иконы – «Святой Троицы» здесь нет. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
У раки святого
В Троицком храме всегда многолюдно. С раннего утра до позднего вечера сюда идут богомольцы, чтобы приложиться к нетленным мощам Преподобного Сергия. Они лежат, пожалуй, в самой красивой в России серебряной гробнице, над которой воздвигнут величественный балдахин с изображением императорской короны. И раку, и серебряную сень создавали лучшие мастера России по указу царя Ивана Грозного и императрицы Анны Иоановны. У мощей, как часовые на посту, стоят монахи, которые каждые два часа сменяют друг друга.
Келья Преподобного
Внимательный паломник наверняка заметит рядом с ракой старинную, как и сам храм, чугунную дверь. Куда же она ведет? В келью Преподобного. Ту самую, где он неустанно молился и совершал великие чудеса.
Это одно из самых красивых мест в монастыре. Каменные стены расписаны фресками на тему жития Преподобного Сергия. Под ногами у нас мягкий ковер. Вместо лучин – серебряные подсвечники и паникадило, а вдоль стен стоят красивые ларчики – ковчеги-мощевики. В одном из них хранится частичка ризы (одежды) Пресвятой Богородицы, в другом – частичка мощей Святителя Николая. Приложившись к ним, каждый может ощутить в себе Божью Благодать.
Царь-строитель
Успенский собор – самый большой и нарядный в монастыре – был построен в ХVI веке в память о величайшей победе над Казанским ханством. Сам Иван Грозный приложил руку к строительству этого собора. Вместе с рабочим людом он носил тяжелые камни для закладки крепкого фундамента.
Царь знал, что без Божьей помощи он не смог бы одолеть врага. Накануне похода Иван Грозный много молился. А кому именно – мы узнаем, войдя в величественный храм.
Победоносная икона
Росписи на северной и южной стенах собора посвящены Матери Божьей, ведь ее молитвы – самые сильные перед Богом. Чудотворная икона, которая написана… на крышке гроба Сергия Радонежского. На ней изображено явление Пресвятой Богородицы Преподобному как знак Ее покровительства обители.
Много раз сопровождала эта удивительная икона наших воинов в самых важных сражениях. Известно, что Иван Грозный подошел с этим образом к стенам Казани и взял ее. Вот почему «победный храм» посвящен Божьей Матери.
На четырех опорных столпах церкви изображены благоверные князья Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие великие святые, положившие свою жизнь на благо Церкви и Отечества. Вот к кому обращались в своем нелегком походе на Казань царь и русские воины.
Библия в иконостасе
А теперь посмотрите на иконостас собора, в котором расположено 80 прекрасных икон. Он подобен книге, и, чтобы понять, что в ней написано, ее нужно научиться читать: не слева направо, как мы привыкли, а сверху вниз. Так что это за книга? Конечно, Библия. И написана она не словами, а образами.
Давайте подойдем к величайшей святыне Успенского собора – дубовому гробу Преподобного, который он еще при жизни сделал своими руками. В нем Сергий Радонежский был похоронен и пролежал в земле целых 30 лет. Но почему у гроба нет крышки? А разве вы забыли, что на ней была написана чудотворная икона, с которой Иван Грозный одолел врага?
Десять слонов и слоненок
Царь-колокол есть не только в Москве, но и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В отличие от своего немого собрата наш-то великан «при голосе». Да еще каком!
Некоторые специально приезжают в монастырь, чтобы услышать, как звонит знаменитый колокол. Его можно назвать самым большим музыкальным инструментом в России. Высота колокола 4,5 метра, а вес 72 тонны. К примеру, самый тяжелый слон весит 7 тонн. Значит, в нашем Царе 10 слонов и маленький слоненок. Если же взвесить все 30 колоколов на колокольне, то получится около 20 индийских слонов – целое слоновье стадо! И держит этот вес на вид хрупкая, словно сделанная из голубого фарфора, красавица-колокольня. Кстати, она одна из самых высоких в стране. Эта «свеча» превосходит колокольню Ивана Великого аж на 6 метров.
Вода как чудо
На территории обители можно увидеть самое настоящее чудо – источник с чистейшей водой. Судите сами. На горе Маковец, где стоит монастырь, всегда было плохо с водой. Здесь и колодец невозможно было выкопать – настолько место безводное. И вдруг забил святой источник! Случилось это в ХVII веке. Первым от той воды исцелился слепой монах. С тех пор все, кто пьет ее с верой в Бога, получают помощь.
Куранты звонят
Обычно куранты ассоциируются с Кремлем и со Спасской башней. Но такие великолепные часы с богатым золоченым циферблатом есть и в Лавре. Их механизм соединен с колоколами. Каждые пятнадцать минут колокольчики сами без помощи человека совершают перезвон. А наступление нового часа сопровождается ударами в большой часовой колокол. Куранты были установлены на башне в ХVIII веке. С тех пор, и богослужения, и трапеза, и отход ко сну – все в монастыре происходит по их звону.
Гномон ждет солнца
У подножия колокольни стоит обелиск с медными медальонами, на которых записаны заслуги Лавры перед Отечеством. Над ними золотятся треугольники с пластиной посредине. Это солнечные часы, а пластина называется гномоном.
Гномон большей частью дремлет, но стоит только выглянуть первому лучику солнца, как он тут же оживает – отбрасывает тень, которая показывает на циферблате точное солнечное время. Такими часами пользовались наши предки на протяжении многих столетий. Как же, однако, приходилось им туго, когда солнце подолгу не выглядывало из-за туч!
Если бы камни говорили
Много удивительных историй могли бы поведать крепостные стены Троицкого монастыря. Например, как в начале ХVII века выдержали осаду польских интервентов. В течение 16 месяцев их обстреливали из 63 орудий. Обитель защищали 2,5 тысячи человек, не считая женщин и детей. Мужчины отбивали атаки, а женщины и дети лили со стен горячий вар, ухаживали за ранеными. Были моменты, когда враг совсем близко подбирался к стенам. Казалось, он вот-вот возьмет крепость. Но Богородица, обещав хранить обитель, каждый раз отводила беду.
Сокровища Лавры
Каждый богомолец, побывавший в Троицком монастыре, в знак благодарности оставлял здесь свой дар. Крестьянин мог принести свечу и ли лукошко с ягодами, купцы – хлеб, ткани. А правители не скупились на дорогие подарки из золота, серебра, драгоценных камней. Княгини и царицы своими руками вышивали покровы, а потом пешком несли их из Москвы в обитель Пресвятой Троицы. Все эти драгоценные дары хранятся в монастырской ризнице.
Здесь что ни вещь, то сокровище. Глядя на эти дары, понимаешь, как сильно любили наши предки Преподобного Сергия. Всей своей жизнью он служил Отечеству. Недаром именно его называют Игуменом всея Руси.
И вы, ребята, можете принести великому молитвеннику свой дар, свою особенную свечу. Это детская вера в Бога – чистая и простая. Такая свеча будет гореть пред Богом ярче всех звезд и стоить дороже любого золота.
Утка на башне
Одиннадцать башен монастыря, как верные стражи, всегда стоят на своем посту. Но почему у одного из них утка «на голове»? Перед нами самая нарядная и необычная башня – Уточья.
Ее историю и название связывают с именем Петра I. В ХVIII веке во время стрелецкого бунта высокие стены монастыря защитили будущего императора. Тогда Петр был подростком, и, чтобы скоротать время в вынужденном заточении, он частенько охотился на уток, которые в изобилии водились на монастырских прудах у крепостных стен. В память о царской забаве зодчие вырезали из белого камня прекрасную уточку и посадили ее на высокий шпиль.
Рисунки Анастасии Башковой
Фото Игоря Громова