Во время эпидемии чумы одному крестьянину был Голос, повелевший взять крест и идти на Грабарку с теми, кто еще может идти. Люди с крестами поднялись на гору. И… спаслись. Тогда и родилась паломническая традиция приносить на святую гору крест с молитвой об исцелении и благополучии.
Польша считается одной из образцовых католических стран. В центре каждого города возвышается костел, где в воскресенье яблоку негде упасть, а почти на каждом перекрестке путешественнику попадается крест или небольшая часовенка. Многолюдные паломничества организуются в Ченстохову, где хранится почитаемая икона Божией Матери, в Гнезно, где погребен просветитель пруссов мученик Адальберт, и в другие места.
Но свои, не менее почитаемые святыни, есть в Польше и у православных. Главной из них на протяжении веков остается святая гора Грабарка, которую благодаря древней традиции также именуют «горой Крестов».
Об исцелении и благополучии
Первое упоминание об этом месте, расположенном неподалеку от города Семятыче на востоке Польши, относится к самому началу XVIII века. По преданию, во время повальной эпидемии чумы одному местному крестьянину было явлено взять крест и идти на Грабарку с теми, кто еще может идти. Люди с крестами поднялись на гору. И… спаслись. Тогда и родилась паломническая традиция приносить на святую гору крест с молитвой об исцелении и благополучии.
Особенное паломничество совершается здесь в праздник Преображения Господня, 19 августа. Тысячи людей, большинство из которых – молодежь, приходят на Грабарку из других городов Польши. Свой пеший путь паломники совершают несколько дней, а заканчивают его у храма Преображения Господня, который многие трижды обходят на коленях, после чего каждый устанавливает на горе свой крест.
Несут сюда и маленькие крестики, и огромные тяжелые кресты. Никто не знает, сколько их на Грабарке. Говорят, в свое время сбились, насчитав семь тысяч.
Обитель Марфы и Марии
В конце Второй мировой войны, когда Польша обрела свои нынешние границы, оказалось, что в стране нет ни одного православного женского монастыря. И вот в 1947 году по благословению архиепископа Белостоцкого и Бельского Тимофея первые сестры во главе с игуменией Марией селятся близ святого места – горы Грабарки. Монастырь получил имя учениц Господа Иисуса Христа – святых Марфы и Марии.
Мария (в миру Софья Неклюдова), родилась в аристократической русской семье, имевшей близкие отношения с императорской фамилией. Уже в ранней юности хотела уйти в монастырь, однако, согласно воле родителей, вышла замуж за потомка шведских иммигрантов. После смерти мужа София все свои силы направила на помощь страждущим – окончив во время Первой мировой войны курсы сестер милосердия, она ухаживала за ранеными. В сороковые годы мать Мария приняла монашеские обеты в Псково-Печерском монастыре.
Первое время существования обители стало для сестер – игумении Марии и двух монахинь – настоящим подвигом. На Грабарке не было места для жилья, не было денег для питания, а для открытия монастыря пришлось добиваться согласия властей. Тем не менее уже через год сестры собрали необходимые средства и приступили к строительству храма на святой горе.
Монастырская летопись сообщает, что в первые годы в монастырь ежедневно приходили паломники, которые помогали сестрам выжить, принося муку, крупы и овощи. Число насельниц обители на Грабарке возрастало: уже через год здесь жили восемь монахинь. Активное развитие монастыря пришлось на 50-е годы: тогда здесь был освящен деревянный храм, а сама обитель получила известность среди православных как место паломничества.
Традиция же массового паломничества на святую гору была возрождена активистами польского братства православной молодежи в 1980 году. Первые молодежные группы приходили в монастырь тайком, не имея разрешения польских властей. Однако с каждым годом традиция укреплялась, и сегодня пешее паломничество на гору Грабарку известно не только в Польше, но и за ее пределами – тысячи людей из разных стран собираются здесь каждый года на праздник Преображения Господня.
Общая молитва
В преображенскую ночь людей на Грабарке собирается столько, что исповедь для паломников длится целые сутки, а в сам праздник служится четыре Литургии, последняя, самая торжественная, – с участием Предстоятеля Автокефальной Польской Православной Церкви и представителей других православных церквей. В 2000 году в этот день на Грабарку прибыл список Иверской иконы Божией Матери, написанный на Афоне специально для обители Марфы и Марии. Икона так полюбилась православным в Польше, что посетила практически все приходы Польской Церкви.
В 2012 году торжества в честь праздника Преображения на Грабарке возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это первый визит Московского Патриарха на святую гору, который, безусловно, укрепит отношения между братскими церквями. Ведь от Грабарки до границы с Беларусью – всего два десятка километров, а до Украины – чуть больше сотни. Однако кроме совместных границ жителей этих стран сближает православная вера. И в Преображенскую ночь на святой горе Грабарке это единение чувствуешь всем сердцем.
Денис Маханько,
фото автора