Родословная святого Иоанна Предчети по материнской линии восходит к царю Давиду, а по линии отца – к роду первосвященника Аарона. Таким образом, по матери он был родственником самого Иисуса Христа.
На свет Иоанн появился на полгода раньше Господа, и рождение его было столь удивительным, что даже его будущий отец, священник Захария, не поверил словам Архангела Гавриила, когда тот явился в Иерусалимском храме сообщить о милости Божией: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1, 13-16).
Состарившийся к тому времени Захария потерял уже всякую надежду иметь детей и усомнился в словах Архангела. За что был немедленно наказан немотой до рождения сына.
Целование Мариино
Когда Елисавета поняла, что носит под сердцем дитя, она, боясь насмешек над поздней беременностью, пять месяцев таилась от людей. Узнав от Архангела Гавриила, что Елисавета ждет ребенка, Дева Мария отправилась к ней, чтобы разделить общую радость – ведь и Она носила под сердцем Дитя. Когда они встретились, произошло чудо – Елисавета исполнилась Святого Духа и приветствовала Деву Марию как Божию Матерь: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 43). Приветствовал Ее и воплотившегося в Ней Сына Божия и святой Иоанн, еще находящийся в утробе матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее» (Лк. 1, 41).
Согласно преданию, местом встречи двух родственниц был дом Захарии и Елисаветы в селении, которое называется ныне Эйн Карем (пригород Иерусалима). В центре этого селения Пресвятая Богородица брала воду из источника, который сохранился до наших дней. От источника дорога ведет к Горненскому женскому монастырю Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, основателем которого был архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 году.
Первый каменный храм этой обители был освящен в честь встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Этот праздник, утвержденный Священным Синодом, стал именоваться «Целование Мариино» или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов» и стал торжественно отмечаться сестрами обители. Перед храмом находится столб от дома Захарии и Елисаветы. Справа от входа камень, у которого, по преданию, проповедовал Предтеча Господень Иоанн. На территории монастыря находится также пещерный храм в честь св. Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Нежный возраст
Когда родился Иисус Христос, нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Узнав об этом, Елисавета убежала с сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А праведный Захария продолжал исполнять обязанности священника в Иерусалимском храме. И вот однажды к нему пришли воины от Ирода, чтобы узнать, где находится его сын. Отец ответил, что не знает этого, и тут же был убит прямо в храме.
Елисавета же продолжала жить с Иоанном в пустыне, там и скончалась. Но ребенок не остался один, его охранял Ангел. Будущий пророк питался медом и акридами (род саранчи) и тридцать лет провел здесь, пока Господь не призвал его к проповеди еврейскому народу.
Во оставление грехов
Ветхозаветная Церковь учила: перед приходом Мессии должен явиться его предшественник – предтеча. Он должен подготовить людей к принятию Мессии и указать на Него. Таковым предшественником и стал пророк Иоанн, явившись людям на берегах реки Иордан. Сюда перед праздником очищения в большом количестве стекался народ для религиозных омовений. И именно здесь Иоанн обратился к людям, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Прежде чем получить внешнее омовение, говорил Иоанн, люди должны нравственно очиститься, приготовив себя к принятию Евангелия. Крещение Иоанна не было еще благодатным таинством, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения – водой и Святым Духом. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 5-6)
Во время визита на Святую Землю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения воды в реке Иордан. Святейший отметил: «На сем месте особенно чувствуется и переживается великий акт Крещения Господа. Когда Спаситель пришел в толпе грешников к Иоанну Крестителю, чтобы, будучи безгрешным, вместе с ними омыться в этих иорданских водах, Он не нуждался в крещении. Но Он был одним из нас и совершил то, что должен был совершить по Своему человечеству».
Пришел к Иоанну креститься и Сам Господь Иисус Христос. Это происходило в Вифаваре при Иордане. Во время Его крещения с неба сошел Святой Дух в виде голубя и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Пророк Иоанн говорил о Христе народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав эти слова, двое из учеников Иоанна, будущие апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов, последовали за Христом.
Клятва Ирода
Около 30 года н. э. Иоанн был арестован и заключен в тюрьму. Строго обличая пороки сильных мира сего, он не побоялся выступить против правителя Галилеи Ирода Антипы, который, оставив свою законную жену, сожительствовал с женой своего брата Филиппа. Однако Антипа не решался казнить пророка по причине его невероятной популярности. Но случай представился быстро.
На праздновании дня рождения Ирода Антипы, куда съехались много знатных гостей, дочь нечестивой Иродиады – Саломия – нескромной пляской так угодила Ироду, что царь поклялся дать ей все, чего она ни попросит. Наученная матерью Саломия попросила дать ей сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя Ирод уважал Иоанна как пророка и опечалился подобной просьбой, тем не менее постеснялся нарушить клятву и выполнил пожелание танцовщицы. Посланный в темницу страж отсек голову Иоанну и отдал ее девице, та отнесла матери. Иродиада до того ненавидела праведника, что надругалась над святой главой и бросила ее в грязное место.
В память этих событий Церковь установила праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи и отмечает его 11 сентября, объявив этот день постным.
В 38 году войска Ирода были разбиты Арефой, выступившим за бесчестье своей дочери, которую Антипа бросил ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.
Обретение главы
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. По преданию, Иродиада не позволила похоронить вместе с телом голову Иоанна и спрятала святыню у себя во дворце. Однако благочестивая служанка Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, нашла ее, положила в глиняный сосуд и тайно захоронила на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Много лет спустя поместье перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить на этой земле храм. Во время закладки фундамента был обретен сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло Первое обретение главы.
Иннокентий хранил находку с величайшим благоговением, но перед смертью скрыл ее в том же месте, где обрел, боясь, что святыня будет поругана неверными. И действительно, после его кончины храм пришел в запустение и разрушился.
История продолжилась во времена царствования Константина Великого. Двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился сам Предтеча и открыл место нахождения своей главы. Иноки нашли святыню и, положив ее в мешок, пошли домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Горшечник не ведал, что несет, но ему явился святой Иоанн и велел бежать от нерадивых иноков вместе с мешком. Горшечник так и сделал. Дома он разглядел ношу и с почестью хранил ее. Перед смертью он запечатал честную главу в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор глава хранилась благоговейно христианами.
Ересь не прошла
Случилось так, что глава Иоанна Крестителя попала к священнику Евстафию, зараженному арианской ересью. Исцеляя недужных при помощи святыни, еретик приписывал благодать своему «учению». Когда кощунство открылось, Евстафий вынужден был бежать, закопав честную главу в пещере близ Емессы. Он рассчитывал вернуться и вновь овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, и на месте том возник монастырь. В 452 году святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы архимандриту обители Маркеллу. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь.
Третье обретение честной главы было около 850 года. После ссылки святителя Иоанна Златоуста начались волнения в Константинополе, и святыню унесли в Емессу. Во время набегов сарацин (около 810–820 гг.) она была перенесена в Команы и там, в период иконоборческих гонений опять была сокрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано место, где находится глава Иоанна Крестителя. Игнатий сообщил об этом императору, который послал в Команы посольство. Там святыня была обретена в третий раз в указанном патриархом месте. Было это около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Часть святой главы находится на Афоне.
Дни памяти святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна
Зачатие Иоанна Предтечи — 6 октября
Рождество Иоанна Предтечи (входит в число великих праздников) — 7 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий праздник, установлен строгий пост) — 11 сентября
Собор Иоанна Крестителя — 20 января
Первое и второе обретение главы — 8 марта
Третье обретение главы — 7 июня
Перенесение Десницы Иоанна Предтечи (с Мальты в Гатчину) — 25 октября
В блокнот паломнику:
Горненский женский монастырь
Адрес: Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699 Jerusalem, ISRAEL.
Галина Черемушкина