Всего 10 минут пешком от шумного проспекта с многоэтажками-новостройками и вы в Кузьминках – заповедном «островке» столицы. Здесь среди вековых рощ белеет храм, построенный великими зодчими.
Первая по красоте
Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции. Старинная усадьба, расположенная на юго-востоке столицы, считалась лучшей в Москве, третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку ценнейших садово-парковых ансамблей мира. На протяжении без малого трех столетий ее духовным и архитектурным центром остается церковь, освященная в честь чудотворной Влахернской иконы Божией Матери.
Своим появлением храм и усадьба обязаны Петру Великому. В 1702 году император подарил здешние земли своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову. Его сын Александр возвел господский дом, дворы для прислуги и небольшую деревянную церковь, освященную в честь своей родовой иконы – Влахернской Божией Матери. Тогда же был устроен придел в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Творение великих зодчих
Первый деревянный храм простоял недолго – погиб от пожара. На его месте возвели новый, тоже в дереве. Но уже в середине XVIII столетия Кузьминки украсил дивный каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. В создании этого шедевра принимал участие и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.
В 1816 году хозяином усадьбы стал князь Сергей Михайлович Голицын – главный благоустроитель Кузьминок. При нем в храме появился иконостас в виде триумфальных ворот, которые венчает скульптура бога Саваофа (выполнен по рисунку архитектора Михаила Быковского), а также устроен новый придел в честь Преподобного Сергия Радонежского. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди. Благодаря ему архитектурный ансамбль дополнила изящная круглая ризница – копия часовни при Павловской (ныне 4-й городской) больнице, также построенная Жилярди.
На память об императрице
В 1826 году у Голицыных гостила вдовствующая императрица Мария Федоровна (вдова Павла I). В знак своего расположения к хозяину усадьбы, Сергею Михайловичу, она передала брошь из бриллиантов и жемчуга на украшение оклада Влахернской иконы. По ее воле художник Раух создал целый альбом гравюр с видами усадьбы. Сегодня эти гравюры можно увидеть в музее, расположенном недалеко от церкви, на Тополевой аллее.
В храме – квартиры, в ризнице – аквариум…
В 1918 году по распоряжению Ленина из Петрограда в опустевшую усадьбу перевели Государственный институт экспериментальной ветеринарии (ГИЭВ). Усадебные строения стали приспосабливать под жилье для его сотрудников и лаборатории. На месте сгоревшего еще до революции господского дома построили новый научный корпус. В разгар кампании по борьбе с религией директор ГИЭВ обратился в Московский Совет с просьбой о закрытии храма и передаче здания на баланс института. Узнав об этом, прихожане стали обращаться в различные инстанции, дабы уберечь святыню. Окончательное решение о прекращении служб в храме было принято 30 ноября 1928 года. Летом следующего года храм лишился куполов, церковное убранство превратилось в гору мусора, а могилу князя Сергея Михайловича Голицына в Сергиевском приделе уничтожили. Здание бывшей церкви осквернили и обезобразили настолько, что его было трудно узнать. Колокольню с башенными часами снесли, основной объем поделили на три этажа, а в алтаре устроили туалет – в те годы на этот счет существовала специальная инструкция ОГПУ – НКВД(!). Внутри устроили столовую, лаборатории и жилье для работников института. Позднее на первом этаже появилась диспетчерская автобуса. Изящную ризницу за храмом приспособили под лабораторию для изучения болезней у рыб – по внутреннему периметру установили аквариумы.
Мастерам помогли добровольцы
В начале 90-х изуродованное здание храма, бывший дом причта и ризницу передали Русской Православной Церкви. Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. Этому способствовало создание общины, активисты которой не только ходили по инстанциям, собирая нужные бумаги, но и принимали активное участие в благоустройстве территории и разборе завалов строительного мусора, который скопился там за многие годы. В восстановлении Влахернской церкви активное участие приняли энтузиасты – добровольные помощники реставраторов из молодежного объединения «РеставросЪ» под руководством Константина Ивановича Козлова. Они обнаружили фундаменты колокольни и фрагменты архитектурного убранства, что помогло вовремя сделать проект восстановления храма.
Все работы по научной реставрации памятника вела архитектор Елена Аркадьевна Воронцова. Кузьминками она занимается уже много лет, и именно благодаря ее профессионализму москвичи смогли увидеть возрожденные из руин памятники: Конный двор с Музыкальным павильоном, каменные мостики и гроты, Домик на плотине и Птичник, Львиную пристань и другие.
Всего за несколько лет храм преобразился. По старинным чертежам воссоздали колокольню, а также внешнее и внутреннее убранство церкви. Многие образы написал известный иконописец, ученик архимандрита Зинона Александр Чашкин.
Долгожданное освящение состоялось 14 октября 1995 года. Торжественную службу возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Настоятелем храма стал отец Александр Кашкин. В архитектурный комплекс вошли ризница и вновь построенная крестильная. Сейчас к храму приписаны часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Кузьминском кладбище и домовый храм великомученика Георгия Победоносца при госпитале ветеранов войн № 2.
Влахернская икона Божией Матери, по преданию, была написана самим Евангелистом Лукой и со временем перенесена в одноименный монастырь, который стоит на берегу Босфора.
В 1654 году святой образ прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович лично встретил и перенес его в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы было сделано несколько списков, один из них был передан Строгановым. Позднее, получив во владение Кузьминки, они и возвели здесь храм для родовой святыни.
Много чудес было явлено через этот образ. В 1830 году в Москве разразилась эпидемия холеры. После молебна перед Влахернской иконой в Кузьминках никто не заболел.
Празднование Влахернской иконы – 15 июля по новому стилю.
После закрытия храма икону перенесли в соседнюю Вешняковскую церковь, однако после ее следы затерялись. Только в 1980-х годах Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи.
Ныне в возрожденном усадебном храме хранится современный список, к которому может приложиться любой паломник.
Даниил Силенко,
фото автора