Влахернская жемчужина

Архив статей

Влахернская жемчужина

Всего 10 минут пешком от шумного проспекта с многоэтажками-новостройками и вы в Кузьминках – заповедном «островке» столицы. Здесь среди вековых рощ белеет храм, построенный великими зодчими.

 

Всего 10 минут пешком от шумного проспекта с многоэтажками-новостройками и вы в Кузьминках – заповедном «островке» столицы. Здесь среди вековых рощ белеет храм, построенный великими зодчими.

 

Первая по красоте

Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции. Старинная усадьба, расположенная на юго-востоке столицы, считалась лучшей в Москве, третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку ценнейших садово-парковых ансамблей мира. На протяжении без малого трех столетий ее духовным и архитектурным центром остается церковь, освященная в честь чудотворной Влахернской иконы Божией Матери.

Своим появлением храм и усадьба обязаны Петру Великому. В 1702 году император подарил здешние земли своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову. Его сын Александр возвел господский дом, дворы для прислуги и небольшую деревянную церковь, освященную в честь своей родовой иконы – Влахернской Божией Матери. Тогда же был устроен придел в честь святого благоверного князя Александра Невского.

 

Творение великих зодчих

Первый деревянный храм простоял недолго – погиб от пожара. На его месте возвели новый, тоже в дереве. Но уже в середине XVIII столетия Кузьминки украсил дивный каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. В создании этого шедевра принимал участие и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.

В 1816 году хозяином усадьбы стал князь Сергей Михайлович Голицын – главный благоустроитель Кузьминок. При нем в храме появился иконостас в виде триумфальных ворот, которые венчает скульптура бога Саваофа (выполнен по рисунку архитектора Михаила Быковского), а также устроен новый придел в честь Преподобного Сергия Радонежского. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди. Благодаря ему архитектурный ансамбль дополнила изящная круглая ризница – копия часовни при Павловской (ныне 4-й городской) больнице, также построенная Жилярди.

 

На память об императрице

В 1826 году у Голицыных гостила вдовствующая императрица Мария Федоровна (вдова Павла I). В знак своего расположения к хозяину усадьбы, Сергею Михайловичу, она передала брошь из бриллиантов и жемчуга на украшение оклада Влахернской иконы. По ее воле художник Раух создал целый альбом гравюр с видами усадьбы. Сегодня эти гравюры можно увидеть в музее, расположенном недалеко от церкви, на Тополевой аллее.

 

В храме – квартиры, в ризнице – аквариум…

В 1918 году по распоряжению Ленина из Петрограда в опустевшую усадьбу перевели Государственный институт экспериментальной ветеринарии (ГИЭВ). Усадебные строения стали приспосабливать под жилье для его сотрудников и лаборатории. На месте сгоревшего еще до революции господского дома построили новый научный корпус. В разгар кампании по борьбе с религией директор ГИЭВ обратился в Московский Совет с просьбой о закрытии храма и передаче здания на баланс института. Узнав об этом, прихожане стали обращаться в различные инстанции, дабы уберечь святыню. Окончательное решение о прекращении служб в храме было принято 30 ноября 1928 года. Летом следующего года храм лишился куполов, церковное убранство превратилось в гору мусора, а могилу князя Сергея Михайловича Голицына в Сергиевском приделе уничтожили. Здание бывшей церкви осквернили и обезобразили настолько, что его было трудно узнать. Колокольню с башенными часами снесли, основной объем поделили на три этажа, а в алтаре устроили туалет – в те годы на этот счет существовала специальная инструкция ОГПУ – НКВД(!). Внутри устроили столовую, лаборатории и жилье для работников института. Позднее на первом этаже появилась диспетчерская автобуса. Изящную ризницу за храмом приспособили под лабораторию для изучения болезней у рыб – по внутреннему периметру установили аквариумы.

 

Мастерам помогли добровольцы

В начале 90-х изуродованное здание храма, бывший дом причта и ризницу передали Русской Православной Церкви. Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. Этому способствовало создание общины, активисты которой не только ходили по инстанциям, собирая нужные бумаги, но и принимали активное участие в благоустройстве территории и разборе завалов строительного мусора, который скопился там за многие годы. В восстановлении Влахернской церкви активное участие приняли энтузиасты – добровольные помощники реставраторов из молодежного объединения «РеставросЪ» под руководством Константина Ивановича Козлова. Они обнаружили фундаменты колокольни и фрагменты архитектурного убранства, что помогло вовремя сделать проект восстановления храма.

Все работы по научной реставрации памятника вела архитектор Елена Аркадьевна Воронцова. Кузьминками она занимается уже много лет, и именно благодаря ее профессионализму москвичи смогли увидеть возрожденные из руин памятники: Конный двор с Музыкальным павильоном, каменные мостики и гроты, Домик на плотине и Птичник, Львиную пристань и другие.

Всего за несколько лет храм преобразился. По старинным чертежам воссоздали колокольню, а также внешнее и внутреннее убранство церкви. Многие образы написал известный иконописец, ученик архимандрита Зинона Александр Чашкин.

Долгожданное освящение состоялось 14 октября 1995 года. Торжественную службу возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Настоятелем храма стал отец Александр Кашкин. В архитектурный комплекс вошли ризница и вновь построенная крестильная. Сейчас к храму приписаны часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Кузьминском кладбище и домовый храм великомученика Георгия Победоносца при госпитале ветеранов войн № 2.

Влахернская икона Божией Матери, по преданию, была написана самим Евангелистом Лукой и со временем перенесена в одноименный монастырь, который стоит на берегу Босфора.

В 1654 году святой образ прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович лично встретил и перенес его в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы было сделано несколько списков, один из них был передан Строгановым. Позднее, получив во владение Кузьминки, они и возвели здесь храм для родовой святыни.

Много чудес было явлено через этот образ. В 1830 году в Москве разразилась эпидемия холеры. После молебна перед Влахернской иконой в Кузьминках никто не заболел.

Празднование Влахернской иконы – 15 июля по новому стилю.

После закрытия храма икону перенесли в соседнюю Вешняковскую церковь, однако после ее следы затерялись. Только в 1980-х годах Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи.

Ныне в возрожденном усадебном храме хранится современный список, к которому может приложиться любой паломник.

Даниил Силенко,

фото автора

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.