Ливийская пустыня издавна была местом прибежища первых египетских христиан. Именно сюда удалился преподобный Макарий Великий, желая научиться духовной мудрости.
«Клеймо Церкви»
Небольшая впадина в Ливийской пустыне между Каиром и Александрией носит название Вади-аль-Натрун. С первых веков нашей эры здесь скрывались от гонений первые христиане, которые впоследствии построили монастыри – до арабского завоевания их насчитывалось около пятидесяти. Сохранилось лишь четыре: Макария Великого (Абу-Макар), Святого Бишоя (Псоя), Дейр-Суриани и Барамус. Все они принадлежат коптам.
Добраться до Вади-аль-Натрун своим ходом довольно просто – достаточно сесть в Каире на автобус до города Садат (можно воспользоваться проходящим до Александрии). Чуть больше часа – и вы на месте. Далее надо найти местное такси и объяснить водителю, что вы хотите посетить все четыре монастыря долины. Лучше выбрать таксиста-христианина, так как водителя-мусульманина могут не пустить в некоторые обители. Отличить одного от другого можно по татуировке в виде креста на правом запястье. После завоевания Египта арабами все христиане должны были носить это «клеймо Церкви».
Молитва Макария Великого. Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему,
во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Абу-Макар
Ближе всего к Садату монастырь Абу-Макар, основанный прп. Макарием Великим. Свернув с основной трассы, машина мчится через зеленые рощи, заботливо высаженные монахами. Путеводители уверяют, что иностранец может попасть сюда только по специальному разрешению из Коптской Патриархии в Каире, однако водитель-христианин и волшебное слово «Раша» помогут решить все проблемы. Проехав через два КПП и монастырские поля, такси останавливается у гигантской цитадели. Высокие каменные стены и узенькая дверца-вход напоминают древний замок, хотя большая часть монастыря была заново отстроена уже в XX веке. В 1960-х годах здесь было всего 12 насельников, а к настоящему времени их количество уже превысило 100 человек. Помимо братии на монастырских полях работают почти 800 трудников. Продукты поставляются на городские рынки, а вырученные средства идут на восстановление обители и помощь неимущим.
Древние святыни
Первое, что монахи показывают гостям, – старинный храм, где хранятся часть мощей святого Пророка и Крестителя Иоанна, а также мощи трех святых Макариев (Великого, Александрийского и Египетского). Мощи основателя обители преподобного Макария Великого были перенесены сюда в IV веке из Александрии после того, как город был разрушен арабами.
Чуть дальше – кельи древних подвижников. Они состоят из двух тесных комнат, в каждой из которых могли поместиться только два человека, причем высота, ширина и длина комнаты одинаковая – два метра. Голые глиняные стены, полочка для книг и больше ничего. К древним кельям примыкает самое старое строение монастыря – башня для укрытия от врагов, построенная в V веке. Она не раз спасала жизни монахам при нападении бедуинов и исламских завоевателей. Внутри башни есть все необходимое, чтобы выдержать оборону в течение полугода, – колодец с водой, небольшой храм, пекарня и склад для продуктов. Единственный вход расположен на уровне третьего этажа, к нему вел мост, который убирался внутрь при нападении врагов. Монастырским храмам более тысячи лет. Сохранились фрески и резной иконостас XI века.
За территорией монастыря прямо в песке вырыты кельи-землянки. В них до сих пор живут иноки. Когда-то здесь находилась и пещера самого прп. Макария. Кроме этих келий есть и так называемые дальние, в 7-10 км от обители, куда монахи уходят на несколько месяцев для уединенных молитв.
Христоносец Псой
Следующий монастырь Анба-Бишой основан в IV веке преподобным Псоем Египетским (Бишоем) и назван его именем. Как рассказывает житие святого, Христос 14 раз являлся ему.
Однажды Псой увидел усталого странника с разбитыми ногами и омыл их. После этого гость стал невидимым, а явившийся Ангел возвестил, что это был Христос. Тогда в благодарность за явленную ему милость – послужить Спасителю – преподобный выпил воду, которой омывал Его ноги.
Однажды ученики Псоя попросили показать им Христа, и он вопросил у Господа, как это сделать. Господь ответил: «Если твои ученики хотят увидеть Меня, то пусть поднимутся на гору в отдаленном пустынном месте, а ты следуй за ними». По дороге повстречался им старый калека, который захотел пойти с ними. Но ученики отказали, заявив, что тот недостоин видеть Христа. Следом за учениками шел святой Псой. Он сжалился над стариком и понес его на своих плечах. Когда ученики на горе дождались преподобного, они увидели идущего к ним учителя, на плечах которого сидел Сам Христос. На вопрос, где преподобный встретил Христа, он ответил: «Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем».
Нетленные мощи св. Псоя хранятся в храме V века, который находится в центре обители. Рядом с храмом есть колодец глубиной 12 метров. По преданию, кочевники в V веке убили 49 обитателей монастыря святого Макария и омыли в этом колодце свои сабли, с тех пор он называется Колодцем мучеников.
Уголок Сирии в Египте
У преподобного Псоя были ученики из Сирии, которые поселились недалеко от своего учителя. Постепенно количество монахов увеличилось, и вскоре на этом месте возник монастырь Дейр-Суриани. Сюда для приобретения монашеского опыта приходил преподобный Ефрем Сирин. После длительного пути по пустыне он почувствовал сильную усталость и взял посох, чтобы опереться на него. Но некоторые монахи посчитали, что он опирается на посох, чтобы подчеркнуть свое превосходство. Узнав их помышления, прп. Ефрем воткнул посох в землю рядом с кельей, в которой жил прп. Псой. И произошло чудо: посох покрылся зелеными побегами, несмотря на зной и сухость пустыни. Из него выросло дерево, которое и сейчас украшает обитель.
Монастырь Дейр-Суриани сохранил свой первоначальный средневековый облик, издалека видны обмазанные глиной стены и купола. Главный храм посвящен Пресвятой Богородице. Он знаменит уникальными фресками и иконами, многие из которых датируются VII веком. На алтарных вратах начала Х века сохранилось семь рядов инкрустации из настоящей слоновой кости.
В обители хранятся мощи преподобного Иоанна Колова Египетского, а также уникальная святыня – локон св. равноапостольной Марии Магдалины.
В настоящее время здесь подвизаются 130 монахов.
Последний из сохранившихся
Обитель Эль-Барамос основана прп. Макарием в IV веке. Свое название (в переводе – «монастырь двух римлян») она получила благода ря двум римлянам-отшельникам, которые жили в пещере, отказавшись от мирских благ. Каждое воскресенье они приходили в церковь на Литургию. Братья скончались почти одновременно и были похоронены в алтарной части церкви, а впоследствии причислены к лику святых.
В монастыре Эль-Барамос подвизались преподобные Арсений Великий и Моисей Мурин. В обители имеется большая библиотека, которая насчитывает тысячи древних книг на коптском, греческом, арабском и еврейском языках.
Монахи – прекрасные резчики по дереву, стены обители украшают резные иконы и таблички с цитатами из Священного Писания. На территории монастыря сохранены многие элементы быта монахов, еще недавно служившие людям: глиняная посуда, пресс, мельница, орудия труда. Гостям предлагают пообедать в трапезной за каменным столом, где можно почувствовать себя настоящим аскетом.
Паломники могут посетить две церкви: построенную в V веке и посвященную Деве Марии и новую, названную в честь св. Иоанна Крестителя. По соседству с обителью находятся большая гостиница для паломников и конгресс-центр.
Даниил Дустгани
Фото автора