О преподобном Александре Свирском я услышала несколько лет назад, когда сокрушалась, что мои родные в храм не ходят. «А вы в Питере часто бываете? — спросил батюшка. — Поезжайте к святому преподобному Александру Свирскому! Там такое чудное место, где все возможно. И веру обрести в том числе».
В «ином мире»
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь оказался далековато от Питера, на границе Ленинградской области и Карелии, возле маленького городка с забавным названием Лодейное Поле. И вот перед нами – величавый бело-бирюзовый монастырь на берегу синего озера, весь в окружении изумрудной зелени. За монастырской стеной – иной мир. В Преображенском соборе, где покоятся мощи святого Александра Свирского, прихожан не было, только братия монастыря да несколько человек вроде нас. После молебна все пошли прикладываться. Меня охватило волнение. Как подходила к раке – не помню. Там лежали мощи, прикрытые черной тканью. Ткань была тонкая и через нее явственно проступали очертания тела преподобного. Перекрестилась, поцеловала. В груди стало тесно. Ощущения потрясли. Это было теплая, объемная человеческая плоть!
На следующее утро мы снова были в Преображенском соборе. Рака была прикрыта стеклом. Ткань сдвинули, и стали видны рука и ступни преподобного Александра. Невозможно было поверить, что святой умер 480 лет назад!
На реке Ояти
Удивительно, но как мало даже верующие люди знают о «всея России дивном чудотворце», как называли его наши предки. А ведь он единственный, кроме ветхозаветного Авраама, кто видел Бога в Трех Лицах! Александр Свирский, один из немногих русских святых, был канонизирован всего лишь спустя 14 лет после своей смерти.
Родился Александр в 1448 году в небольшом местечке на реке Ояти возле Введено-Оаятского монастыря. Родители хотели женить его, а он мечтал совсем о другом – посвятить свою жизнь Богу. Всего 19 лет от роду он добрался до Валаама, где вскоре был пострижен в монахи. На отдаленном острове, который назвали Святым, Александр устроил себе келью в расщелине скалы – это узкая и сырая пещера, где с трудом мог поместиться только один человек. Она сохранилась там до сих пор, как и выкопанная преподобным для самого себя могила.
Семь лет молодой монах прожил на острове один, питаясь только хлебом и водой, проводя дни в тяжелейших физических трудах, а ночи – в молитвах. Одежда его была ветхой, и зимой исхудавший инок часто болел. Но других способов «стяжать благодать», как говорил преподобный Серафим Саровский, просто не существует. К нему стали прибиваться люди, образовалась небольшая обитель, которая мало-помалу стала возрастать. Вскоре слава о дарах прозорливости и врачевания отца Александра облетела все окрестные земли. Народ еще при жизни стал почитать его как святого.
Богоявление иноку Александру
В истории Русской Православной Церкви известно только одно Божественное схождение Живоначальной Троицы человеку, которое случилось на 23 году поселения инока Александра возле Рощинского озера. Однажды во время молитвы он увидел Трех Мужей, «освещенных славою небесною паче солнца». Из их уст праведник услышал повеление: «Возлюбленный, яко же видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы…». Святой Александр выполнил повеление Господа и построил храм. Поражает, что при великом изобилии поданных ему Божественных знаков Александр всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить людям. Он ходил в ветхой одежде и трудился наравне со всеми, месил тесто, пек хлеб и носил воду. Приходящие в монастырь не могли признать в нем настоятеля.
Исцеления с верою
Всея Руси чудотворец и после своей кончины, о которой он был извещен за год, продолжал служить людям. Все недужные и скорбящие припадали с верою к его гробу и получали исцеления: слепые прозревали, глухие начинали слышать, расслабленные укреплялись в членах, из бесноватых прогонялись демоны.
Игумен Ирадион, ученик преподобного, пишет о многих чудесах, бывших у его гроба, и которым он, очевидно, был свидетелем. Вот лишь одно из них: «Одна женщина, именем Анна, четыре года страдавшая слепотою, пришла в обитель на праздник Сошествия Святого Духа, где собралось весьма много богомольцев. Не сумев пройти поближе, она принялась громко плакать, тогда ей явился святой Александр Свирский и повел за собой за руку ко гробу. Она, узнав, что перед нею находится, с верою припала, прося исцеления – и прозрела. Народ, видя такое предивное чудо, исполненный ужаса и радости прославлял Бога и этим увеличивал торжество праздника; расходясь же, проповедовали во все страны величие Божие, так как даровал им Бог в их дни такого великого и дивного нового чудотворца».
Святая душа преподобного отошла ко Господу в возрасте 85 лет 30 августа 1533 года.
В Лазареву субботу
Прошло чуть больше ста лет, во время нашествия поляков сгорели и церковь, и гробница над телом Александра Свирского. Весной 1641 года накануне Пасхи рабочие, копая фундамент под новую церковь, обнаружили гроб, но не под сгоревшей гробницей, а под алтарем храма. Совершенно невероятно, но ничем не поддерживаемая земля стояла над ним как свод пещеры. Когда сняли крышку гроба, в воздухе разлилось благоухание, и все увидели тело преподобного, источающее благовонное миро, тело – абсолютно целое и невредимое, в монашеском одеянии. Лицо его было не тронутым смертью, по нему и имеющейся старинной иконе стало понятно, чьи это мощи.
Это было первое обретение многочудотворных мощей Александра Свирского, и произошло оно в Лазареву субботу как напоминание о воскрешении Лазаря.
Эти события сопровождались невиданными ранее природными явлениями: молнии падали на землю и оставались на ней какое-то время. А после освидетельствования мощей святителем Афонием «с неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень темна».
С тех пор монастырь стал местом паломничества, в том числе и российских государей, которые щедро его одаривали, так как преподобный Александр всегда считался покровителем царствующего дома. Одна только рака, которая была пожертвована царем Михаилом Феодоровичем, была изготовлена из 11 пудов чистого серебра.
Кампания по ликвидации мощей
После прихода большевиков к власти начались гонения на церковь. Богатство Александро-Свирского монастыря не давало им покоя, и в 1918 году обитель была разорена: красноармейцы ограбили монастырскую ризницу и вскрыли раку со святыми мощами. Игумен и монахи были расстреляны в городском парке и там же зарыты. Вскоре началась официальная «кампания по ликвидации мощей». Большевики лелеяли мечту привезти, как они говорили, «восковую куклу» Александра Свирского в музей с целью разоблачения «церковников, которые одурманивают народ».
Инокиня Леонида (Сафонова), кандидат биологических наук, занимавшаяся историей разорения Александро-Свирской обители и поиском святых мощей, пишет: «Большевики, открыв кипарисовый гроб преподобного, ожидали найти восковую подделку. А увидели перед собой совершенно сохранное тело и пережили настоящий шок». Чекисты растерялись. Но думали недолго, и в ход пошли подставные мощи – некие «череп и три зуба», которые и демонстрировали населению. А пресса вовсю глумилась, обличая церковь. Гроб же с телом преподобного был тайно вывезен в Лодейное поле и помещен под охраной в часовню при городской больнице. Теперь его нужно было прятать. Много труда и усилий было положено позже для поиска и возвращения чудотворных мощей.
Чудо в рентген-кабинете
Летом 1998 года в здании Судебно-медицинской экспертной службы, куда передали останки святого Александра Свирского для подтверждения их подлинности, в рентген-кабинете еще до окончания работы экспертов произошло чудо. Во время молебна и пения акафиста преподобному мощи начали мироточить. Судебные эксперты и антропологи были поражены: состояние плоти святого полностью нарушало все естественные законы распада тканей человеческого тела. Даже хорошо сохранившиеся мощи святых имеют темно-коричневый цвет. В данном же случае плоть святого под слегка желтоватой от частого мироточения кожей была белой. Кроме того, мощи издавали благоухание, которое не прекращалось и когда их перевезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Очевидцы свидетельствуют, что «на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, которые роились у стоп преподобного».
Костыли не нужны
Многие, пришедшие тогда поклониться святым мощам преподобного Александра, были вознаграждены за свою веру и молитвенное усердие. «Мать на руках принесла пятилетнюю девочку Веру, которая не могла ходить, и положила ее на раку преподобного, а потом посадила на пол, чтобы приложиться самой. И не заметила, как ребенок вдруг встал на ножки и пошел самостоятельно. Через год девочка не только ходила, но и бегала».
«Четыре раза приезжал житель Подпорожья Андрей, переставший ходить после автокатастрофы, в Александро-Свирский монастырь. И однажды все, кто был в храме, увидели, как он отставил костыли и сделал первые неуверенные шаги. Вскоре он снова приехал в монастырь, но уже только опираясь на палку».
О помощи преподобного Александра в чадородии известно давно. К ней прибегали и сильные мира сего – Василий III, Иоанн Грозный и другие. За три года после обретения мощей стало известно о множестве детей, появившихся на свет по его молитвам. Все эти случаи зафиксированы документально. Фамилии с адресами и номерами телефонов находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре.
Ирина Цапкина