|
После крещения Киева свет Христовой веры стал распространяться по всей Русской земле. Русские среди греков При князе Владимире сложился прочный союз Руси и Византии. Именно отсюда на Русскую землю были привезены иконы, богослужебные книги, церковная утварь. Из Византии также прибыли зодчие и искусные мастера для строительства храмов. На заре своего существования Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, который посылал для окормления новой паствы своих митрополитов и епископов. Первым митрополитом Киевским и всея Руси стал Михаил, приехавший из Греции вместе со святым равноапостольным князем Владимиром. Греками были и другие духовные лица, последовавшие вслед за митрополитом Михаилом. Лишь в 1051 году при великом князе Ярославе Мудром собор русских епископов избрал первого митрополита славянского происхождения – святителя Илариона. Это важное событие предопределило будущую независимость Русской Православной Церкви от Константинопольского Патриархата. Преемники князя Владимира В 990 году митрополит Михаил крестил Великий Новгород, а на следующий год Ростовскую землю. Одновременно с Ростовом был крещен и Суздаль, где проповедовал сам князь Владимир с двумя епископами. Неподалеку от Суздаля, на Клязьме, он заложил новый город, который назвал своим именем, и построил в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы. Все сыновья Владимира вслед за ним приняли христианство и стали утверждать Святую веру в землях, которые им раздал отец в уделы. Разделение Руси на мелкие княжества было продиктовано заботой князя Владимира о повсеместном распространении христианства. Святой Борис содействовал утверж дению христианства в Ростове, Мстислав – в Тмутаракани, Судислав – в Пскове, Изяслав – в Полоцке, а святой Глеб – в Муроме. Удельное деление Руси отразилось и на епархиальном делении Русской Церкви. В 992 году митрополит Леонтий утвердил шесть епархий – в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде под Киевом. Тогда же были поставлены епископы и в другие города, где княжили дети Владимира. К середине XII века число епархий возросло до шестнадцати. Самые первые Сразу же после крещения Киевской Руси князь Владимир строит церковь во имя своего небесного покровителя – святого Василия. Он возводит ее на том месте, где когда-то поставил идола Перуна. Второй стала Десятинная церковь во имя Пресвятой Богородицы на месте убийства первых двух христианских мучеников на Руси – варягов Феодора и Иоанна. Третий храм в честь Преображения Господня был устроен в Василеве, недалеко от Киева. По указу князя Владимира по всей Руси было возведено множество храмов, и это благое дело продолжили его многочисленные потомки. Больше других для распространения христианства сделал сын и преемник равноапостольного князя Владимира – Ярослав. При нем широко развернулось строительство храмов и монастырей, значительно увеличилось число пресвитеров и клир, стало развиваться книгопечатание. Будучи прекрасно образованным человеком, Ярослав Мудрый всячески способствовал просвещению Руси. В 1037 году Ярослав в честь победы над печенегами поставил Софийскую церковь в Киеве по подобию Святой Софии Константинопольской и еще два храма – во имя Георгия Победоносца и во имя святой Ирины, небесной покровительницы своей жены. В 1045 году в Новгороде был построен Софийский собор, заложенный сыном Ярослава – Владимиром. Чуть больше чем за полвека существования Русской Церкви было построено двадцать храмов, четырнадцать из них – в камне. С самого начала богослужения в Русской Церкви совершались по тем книгам, которые были переведены на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием. Труды великого князя Владимира и его сподвижников дали замечательные плоды: Русь приобщилась к передовой культуре, войдя в семью христианских народов Европы. подготовила Мария Федотова ИЗ «СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» Сей славный, рожденный от славных, благородный … князь наш Владимир … вышел из купели убеленным, став сыном нетления, сыном Воскресения, имя приняв вечное, именитое в поколениях и поколениях Василий, коим вписан он в Книге Жизни, в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме. После того, как это произошло …подвигнулся дальше, повелев по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа и ясно и велегласно во всех городах славить Святую Троицу, и всем стать христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. … И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло. Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы бежали – Крест города освящал… Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе! Святитель Иларион, митрополит Киевский |
2018-06-18 11:55