«Троица». Андрей Рублев
Кадр из фильма «Андрей Рублев». Реж. А. Тарковский
Икона «Троица Ветхозаветная». Псков, XV век |
Из века в век ведут свою неспешную, безмолвную и таинственную беседу три задумчивых и грустных Ангела.
В похвалу Сергию Радонежскому Игумен Никон, ставший после преподобного Сергия настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, в предчувствии скорой кончины весьма сокрушался – только что отстроенный белокаменный красавец Троицкий собор до сих пор стоял не украшенный росписью и без икон. Желая довести дело до конца при жизни, Никон позвал известных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного (которые были к тому же «совершенны и в добродетели») и поставил перед мастерами непростую задачу – расписать собор фресками и написать все иконы для многоярусного иконостаса. А более всего мечтал Никон создать главную храмовую икону в похвалу Сергию Радонежскому. Время тогда было непростое – монголо-татарское иго, политические распри местных властителей. Сам преподобный Сергий и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей. Даже Троицкий храм в создаваемой обители Преподобный поставил для того, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». Куликовская битва вселила надежду в русских людей, однако не прошло после нее и полувека, как московская Русь опять оказалась на пороге кровавой феодальной междоусобицы. И никогда страна так не нуждалась в объединении, как в это время. Андрей Рублев всем сердцем чувствовал и переживал это. Создавая свою знаменитую «Троицу», он пытался показать пример истинного единения, мира, любви и согласия. Именно к этому призывал Андрей Рублев своих современников.
В центре – жертвенная Чаша Сюжет иконы основан на библейском рассказе о явлении Аврааму Бога в виде трех Ангелов. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт. 18, 1-5). Интересно, что в живописной интерпретации Андрея Рублева библейский рассказ утратил многие детали, которые традиционно включались в композицию иконы ранними художниками. У Рублева все лаконично: нет Авраама и Сарры, отсутствует сцена заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму. Сами Ангелы не вкушают, а беседуют, и характер их беседы возвышенный, о чем свидетельствуют плавные и сдержанные жесты. Ангелы, сидящие вокруг престола с Чашей, образуют собой как бы замкнутый круг – символ вечности, света и любви. Чаша на столе – символ Евхаристической жертвы. Евхаристия объединяет людей в Церкви и соединяет с Христом и Богом. Иконописное решение прп. Андрея Рублева удачно демонстрирует нераздельность Отца и Сына и Святого Духа. Кроме того, согласие воли Лиц Троицы передано в жестах благословения Ангелами жертвенной Чаши. Фигуру Чаши образуют также контуры крайних Ангелов (первого и третьего), тогда как средний Ангел (второй) оказывается внутри самой Чаши. Средний Ангел и символизирует Жертву за все человечество. Согласно описанию иконы иноком Григорием (Кругом), ипостаси Святой Троицы следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. «Первый Ангел [слева] является первой Ипостасью – Бога Отца, второй, средний, – Сына, и правый – ипостасью Духа Святого».
Над головой Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной природы, а светло-лиловое верхнее свидетельствует о Его божественной непостижимости и царственном достоинстве. Над Его головой возвышается дом, жилище Авраама. Дом является образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над головой первого Ангела, указывает на Него как на начальника этого домостроительства. Глава Его почти не наклонена, стан также прямой, взгляд обращен к двум другим Ангелам. И черты, и выражение лика, и положение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его Отеческом достоинстве. Даже верхнее одеяние иначе облачает Его: оно покрывает оба плеча. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании.
Под сенью дуба и горы Над головой второго Ангела простирает свои ветви дуб. Облачение этого Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон говорит о Божественном достоинстве. Осеняющее Ангела древо напоминает о древе жизни, бывшем в раю, а также о Крестном древе. Верхнее облачение третьего Ангела дымчато-зеленого цвета, выражающего животворение всего сущего: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается». Это возвышение чистотою символизирует осеняющая третьего Ангела гора. В Библии «гора» – образ «восхищения духа», здесь происходят самые значительные события: Моисей получает скрижали Завета на горе Синай, Преображение Господне совершается на горе Фавор, Вознесение – на Елеонской горе. Чем дольше всматриваешься в икону Андрея Рублева, тем сильнее ощущаешь душевное спокойствие, умиротворение и чувство гармонии с миром. Краски словно излучают свет.
Постскриптум До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Лавры, но потом распоряжением Советского правительства была передана в Центральные государственные реставрационные мастерские для реставрации. Икона не раз промывалась, прописывалась, покрывалась олифой, которая скоро темнела, что сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Только в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон. Ныне она находится в Третьяковской галерее. В иконостасе Троицкого собора установлена копия, выполненная художником-реставратором Н.А. Барановым.
Галина Дигтяренко |
2017-05-30 15:43