Жемчужина в серебряной оправе

Архив статей

Жемчужина в серебряной оправе

Франция всегда обладала особой притягательной силой для русских. Но если Лазурный берег хорошо освоен нашими соотечественниками, то Кот д’Аржан пока еще «терра инкогнита»

 

Франция всегда обладала особой притягательной силой для русских. Но если Лазурный берег хорошо освоен нашими соотечественниками, то Кот д’Аржан пока еще «терра инкогнита»

 

Пляж королей и «король пляжей»

Биарриц всегда жил океаном. Прежде чем стать курортной столицей Серебряного берега, он был рыбацкой деревушкой. Его жители занимались промыслом не только рыбы, но и китов. На гербе города изображены кит и гарпунщики в лодке. Но в XVIII веке врачи открыли целебность местного воздуха, насыщенного парами йода, и пользу морских купаний – и сюда потянулись курортники.

Бывала в Биаррице и Евгения Монтихо, ставшая впоследствии императрицей Евгенией, супругой императора Наполеона III. Именно ей город обязан славой модного курорта. В 1854 году на крутом берегу была построена «Вилла Евгения», императорская резиденция, куда ежегодно выезжал весь двор. С середины XIX века Биарриц становится популярным местом отдыха королевских особ.

Частыми гостями здесь были и члены российской царской фамилии. Первой прибыла вдова Александра II княгиня Юрьевская. Затем сюда стала приезжать Мария Федоровна с княжнами Ксенией и Ольгой. Русские аристократы стали завсегдатаями этих мест. От них старались не отставать предприниматели и представители богемы.

 

Русские в Биаррице

Русская интеллигенция полюбила Биарриц и отзывалась о нем с восторгом. В 1897 году в отеле «Виктория» две недели провел Антон Павлович Чехов. Отель не сохранился, но маленькая площадь перед ним теперь носит имя писателя. Владимир Владимирович Набоков ребенком каждый год приезжал сюда с родителями. Федору Ивановичу Шаляпину принадлежала вилла неподалеку, в маленьком городке Сен-Жан-де-Люз. Поэты Серебряного века, художники, писатели, артисты – можно долго перечислять известные фамилии. Осенние месяцы с сентября по ноябрь называли «русским сезоном».

Мысль об устройстве русской церкви в Биаррице впервые возникла осенью 1879 года, и тогда же было решено начать собирать с этой целью пожертвования. Потребность в православном богослужении вдали от родины имеет особое значение, напоминая о России и обо всем дорогом и близком, оставленном в ней.

Главным инициатором этого благородного дела стал настоятель православной церкви в городе По отец Иродион, который первым начал сбор средств на устройство церкви в Биаррице. В православном храме он видел олицетворение величия и могущества России.

 

Часовня во дворце

Долгое время нужную сумму собрать не удавалось. Но в сезон 1886 года усилия увенчались успехом. Было получено разрешение французских властей на открытие домовой церкви, и отец Иродион написал в Петербург митро политу Исидору о желании русской колонии освятить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого благоверного великого князя Александра Невского и взять на себя заботы об его устройстве и содержании.

Временное помещение для церкви было найдено благодаря сочувствию акционерного «Общества Парижского банка», ставшего владельцем императорской резиденции после падения Наполеона III. Для русской церкви безвозмездно было предложено помещение в одном из залов бывшего дворца. Из Санкт-Петербурга привезли иконостас и предметы культа, и в ноябре 1887 года часовню освятили. Но очень скоро она становится тесной, учитывая значительное число прихожан. К тому же владельцы дворца решают переоборудовать его под гостиницу.

 

На имя русского правительства

Собрание под председательством великого князя Николая Михайловича единогласно признало, что необходимо иметь постоянное помещение в собственном доме и на собственной земле, для чего надлежит энергично приступить к сбору пожертвований. Для этого выбрали комитет в составе принца К.П. Ольденбургского, герцога Г.М. Лейхтенбергского, князя М.С. Волконского, министра юстиции Д.Н. Набокова, деда писателя, а также миллионера и золотопромышленника И.В. Рукавишникова, деда Набокова по материнской линии.

К началу сезона 1889 года комитет уже располагал значительной суммой и решил приступить к строительству. Был выбран участок земли напротив бывшего дворца, но с покупкой возникли юридические сложности. В дело вмешался император Александр III. Он дал распоряжение русскому послу в Париже барону Моренгейму приобрести землю на имя русского правительства.

В октябре 1890 года была совершена торжественная закладка церкви по проекту архитектора Никонова, работавшего в области церковной архитектуры, и француза Тизнэ.

 

Стояли на паперти

Говоря о пожертвованиях, нельзя не упомянуть известных художников И.К. Айвазовского и К.Е. Маковского. Они подарили комитету картины, написанные в Биаррице. Деньги, вырученные от их продажи, пошли на строительство. Всемерно способствовал украшению храма и академик исторической живописи М.П. Боткин, проведший несколько сезонов в Биаррице. Большой вклад внесла семья Елисеевых  из рода российских предпринимателей, банкиров и торговцев. На средства А.Г. Елисеева был изготовлен иконостас. В.А. Ратьков-Рожнов, представитель династии петербургских промышленников и домовладельцев, взял на себя расходы по приобретению образов.

13 (25) сентября 1892 года является знаменательной датой в истории церкви в Биаррице. После 13 лет хлопот и трудов была достигнута цель, к которой так стремилась русская колония, – церковь была освящена. Чудная погода благоприятствовала торжеству. Русская община и представители французских властей за неимением мест заняли не только церковь, но даже паперть и лестницу. В час дня состоялся парадный завтрак в отеле «Континенталь» в присутствии высоких особ, а вечером город Биарриц, желая выразить симпатию России, устроил фейерверк. Повсюду раздавались звуки русского гимна и крики: «Вива ля Рюс!»

 

Ошибка архитектора

После освящения комитет долго не мог приступить к внутренней отделке храма. Прежде всего надо было удостовериться в сухости стен, страдавших от близости океана. Другой причиной стал уход отца Иродиона. В 1895 году тяжелая болезнь заставила его вернуться в Россию, где через год он скончался. Только через шесть лет после освящения окончательная отделка церкви была завершена.

С момента своего появления и по сей день величественный двухкупольный храм в византийском стиле является украшением Биаррица. Этому способствует и его местоположение на авеню Императрицы, 8, в самом центре города напротив дворца.

Но очень скоро выяснилось, что была допущена ошибка в расчетах и неверно выбраны строительные материалы. Храм начал разрушаться изнутри. После Октябрьской революции память о счастливых временах притягивает в Биарриц эмигрантов, и русская колония значительно увеличивается, но средств на содержание церкви не хватает.

 

Биарриц сегодня

В середине ХХ века Биарриц стал родиной серфинга в Европе. И сейчас наряду с респектабельными пожилыми европейцами на улицах города можно встретить загорелых мускулистых парней с досками под мышкой.

Биарриц многолик и разнообразен. Авеню Императрицы с роскошным отелем дю Пале, величественным русским храмом и многочисленными виллами, построенными в разных архитектурных стилях, напоминают об аристократическом прошлом курорта и состоятельности нынешних владельцев. Но если углубиться в узкие улочки, круто поднимающиеся в гору, можно увидеть невысокие белые домики с красными полосками по вертикали и непременными ставнями – вполне деревенский пейзаж.

Здесь радует глаз буйство зелени – цветущие магнолии, аллеи тамарисков с корявыми стволами и нежной хвоей, огромные разноцветные шары гортензий. В хорошую погоду ультрамарин Атлантики не уступит по красоте лазури Ривьеры. Крутые скалистые берега и утесы, омываемые океаном, многие из которых соединены с берегом рукотворными мостиками, создают неповторимый облик города.

 

Поддержка и опора

Русский дух, исчезнувший было из города, начинает возрождаться. Растет авторитет и популярность России. В местных школах и университетах изучают русский язык. И русский храм тоже привлекает к себе внимание. Он открыт для посещения три раза в неделю. По выходным из города Лурд приезжает на службу отец Георгий Ашков. Помимо русского служба проходит на французском языке для потомков эмигрантов, утративших язык, но сохранивших веру, и для французов, принявших Православие. На сегодняшний день приход на 70 процентов состоит из этнических украинцев, уехавших на заработки в соседнюю Испанию после развала Советского Союза. Каждое воскресенье они приезжают на Литургию, находя в храме поддержку и опору.

Храм тоже нуждается в поддержке. Последняя реставрация 1984 года была осуществлена благодаря пожертвованиям со всего мира, в том числе и вкладу Александра Солженицына. Хочется надеяться, что придет время, когда новые русские, обживающие эти берега, станут, как встарь, радеть о своей истории, культуре и православной вере.

Елена Гришанова

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.