Страшный Суд |
Первые фресковые изображения Страшного Суда были обнаружены в катакомбах IV века. Первоначально сюжет представлял собой лишь отделение овец от козлищ и притчу о десяти девах. Отдельные сцены самого Суда появились в V–VI веках, а законченная композиция лишь в VIII веке в Византии. На Руси наиболее ранние фресковые изображения Страшного Суда появились в XII веке в Кирилловом монастыре Киева, а также в Георгиевском соборе Старой Ладоги, в Дмитровском соборе Владимира, в церкви Спаса Нередицы и Николо-Дворищенском соборе Новгорода. В Успенском соборе Владимира и сейчас можно увидеть росписи сцен Страшного Суда, написанные прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным. А самое раннее иконописное изображение относится к XV веку – икона в Успенском соборе Московского Кремля.
В подробностях В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. У их ног Адам и Ева. По сторонам сидят апостолы (шесть с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами Ангелы с четырьмя Архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом. Под апостолами изображены народы, идущие на Суд, справа от Христа – праведники, слева – грешники. В верхней части иконы часто изображается Бог Саваоф, Ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов). Здесь же мы видим небо в виде свиваемого Ангелами свитка, как символ конца мира. Под изображением Христа пишется уготованный престол, на котором лежат одежда Иисуса, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Ниже можно увидеть Божественную десницу, держащую множество фигурок младенцев – это «праведные души в руце Божией». Еще ниже весы – «мера дел человеческих». У весов идет борьба Ангелов с бесами за душу человека, которую можно увидеть рядом в виде обнаженной фигуры. В нижней части иконы изображаются сцены «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, в центре которого полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей, воскресших из мертвых. Тут же звери, птицы и пресмыкающиеся выплевывают тех, кого пожрали. В окружающем землю море плавают рыбы. Они тоже отдают воскресших на Суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» мы видим четырех зверей, символизирующих царства, которым предстоит погибнуть – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое – в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя. В виде «геенны огненной» изображается ад, внутри которого страшный зверь, на нем сидит сатана с душой Иуды в руках. В огне горят грешники. Грешники, подвергаемые различным мучениям, изображаются также в отдельных клеймах иконы, как правило, внизу. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река. Рай обычно представляется несколькими сюжетами. Среди них «Лоно Авраамово», изображающее праотцов Авраама, Исаака и Иакова с душами праведников, которые сидят среди райских деревьев; Божия Матерь на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам на фоне деревьев; ворота рая, к которым подходят праведники во главе с апостолом Петром, держащим в руке ключи от рая. Вверху пишется священный град Горний Иерусалим с блаженствующими в нем праведниками. Ниже видны летящие в рай схимники. Между сценами рая и ада изображается «милостивый блудник», прикованный к столбу, который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного». |
2018-02-02 16:05