Иконография страшного суда

Архив статей

Иконография страшного суда

Первые фресковые изображения Страшного Суда были обнаружены в катакомбах IV века.

 

Страшный Суд

 

Первые фресковые изображения Страшного Суда были обнаружены в катакомбах IV века. Первоначально сюжет представлял собой лишь отделение овец от козлищ и притчу о десяти девах. Отдельные сцены самого Суда появились в V–VI веках, а законченная композиция лишь в VIII веке в Византии.

На Руси наиболее ранние фресковые изображения Страшного Суда появились в XII веке в Кирилловом монастыре Киева, а также в Георгиевском соборе Старой Ладоги, в Дмитровском соборе Владимира, в церкви Спаса Нередицы и Николо-Дворищенском соборе Новгорода. В Успенском соборе Владимира и сейчас можно увидеть росписи сцен Страшного Суда, написанные прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

А самое раннее иконописное изображение относится к XV веку – икона в Успенском соборе Московского Кремля.

 

В подробностях

В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. У их ног Адам и Ева. По сторонам сидят апостолы (шесть с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами Ангелы с четырьмя Архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом. Под апостолами изображены народы, идущие на Суд, справа от Христа – праведники, слева – грешники.

В верхней части иконы часто изображается Бог Саваоф, Ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов). Здесь же мы видим небо в виде свиваемого Ангелами свитка, как символ конца мира.

Под изображением Христа пишется уготованный престол, на котором лежат одежда Иисуса, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Ниже можно увидеть Божественную десницу, держащую множество фигурок младенцев – это «праведные души в руце Божией». Еще ниже весы – «мера дел человеческих». У весов идет борьба Ангелов с бесами за душу человека, которую можно увидеть рядом в виде обнаженной фигуры.

В нижней части иконы изображаются сцены «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, в центре которого полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей, воскресших из мертвых. Тут же звери, птицы и пресмыкающиеся выплевывают тех, кого пожрали. В окружающем землю море плавают рыбы. Они тоже отдают воскресших на Суд Божий.

В сцене «Видение пророка Даниила» мы видим четырех зверей, символизирующих царства, которым предстоит погибнуть – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое – в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя.

В виде «геенны огненной» изображается ад, внутри которого страшный зверь, на нем сидит сатана с душой Иуды в руках. В огне горят грешники. Грешники, подвергаемые различным мучениям, изображаются также в отдельных клеймах иконы, как правило, внизу. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река.

Рай обычно представляется несколькими сюжетами. Среди них «Лоно Авраамово», изображающее праотцов Авраама, Исаака и Иакова с душами праведников, которые сидят среди райских деревьев; Божия Матерь на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам на фоне деревьев; ворота рая, к которым подходят праведники во главе с апостолом Петром, держащим в руке ключи от рая.

Вверху пишется священный град Горний Иерусалим с блаженствующими в нем праведниками. Ниже видны летящие в рай схимники. Между сценами рая и ада изображается «милостивый блудник», прикованный к столбу, который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Кипр - остров апостолов

    Кипр - остров апостолов

    У Кипра удачное географическое положение. Он находится на морских путях, рядом со Святой Землей, что самым непосредственным образом сказалось на его истории и культуре.

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.