Франция всегда обладала особой притягательной силой для русских. Но если Лазурный берег хорошо освоен нашими соотечественниками, то Кот д’Аржан пока еще «терра инкогнита»
Пляж королей и «король пляжей»
Биарриц всегда жил океаном. Прежде чем стать курортной столицей Серебряного берега, он был рыбацкой деревушкой. Его жители занимались промыслом не только рыбы, но и китов. На гербе города изображены кит и гарпунщики в лодке. Но в XVIII веке врачи открыли целебность местного воздуха, насыщенного парами йода, и пользу морских купаний – и сюда потянулись курортники.
Бывала в Биаррице и Евгения Монтихо, ставшая впоследствии императрицей Евгенией, супругой императора Наполеона III. Именно ей город обязан славой модного курорта. В 1854 году на крутом берегу была построена «Вилла Евгения», императорская резиденция, куда ежегодно выезжал весь двор. С середины XIX века Биарриц становится популярным местом отдыха королевских особ.
Частыми гостями здесь были и члены российской царской фамилии. Первой прибыла вдова Александра II княгиня Юрьевская. Затем сюда стала приезжать Мария Федоровна с княжнами Ксенией и Ольгой. Русские аристократы стали завсегдатаями этих мест. От них старались не отставать предприниматели и представители богемы.
Русские в Биаррице
Русская интеллигенция полюбила Биарриц и отзывалась о нем с восторгом. В 1897 году в отеле «Виктория» две недели провел Антон Павлович Чехов. Отель не сохранился, но маленькая площадь перед ним теперь носит имя писателя. Владимир Владимирович Набоков ребенком каждый год приезжал сюда с родителями. Федору Ивановичу Шаляпину принадлежала вилла неподалеку, в маленьком городке Сен-Жан-де-Люз. Поэты Серебряного века, художники, писатели, артисты – можно долго перечислять известные фамилии. Осенние месяцы с сентября по ноябрь называли «русским сезоном».
Мысль об устройстве русской церкви в Биаррице впервые возникла осенью 1879 года, и тогда же было решено начать собирать с этой целью пожертвования. Потребность в православном богослужении вдали от родины имеет особое значение, напоминая о России и обо всем дорогом и близком, оставленном в ней.
Главным инициатором этого благородного дела стал настоятель православной церкви в городе По отец Иродион, который первым начал сбор средств на устройство церкви в Биаррице. В православном храме он видел олицетворение величия и могущества России.
Часовня во дворце
Долгое время нужную сумму собрать не удавалось. Но в сезон 1886 года усилия увенчались успехом. Было получено разрешение французских властей на открытие домовой церкви, и отец Иродион написал в Петербург митро политу Исидору о желании русской колонии освятить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого благоверного великого князя Александра Невского и взять на себя заботы об его устройстве и содержании.
Временное помещение для церкви было найдено благодаря сочувствию акционерного «Общества Парижского банка», ставшего владельцем императорской резиденции после падения Наполеона III. Для русской церкви безвозмездно было предложено помещение в одном из залов бывшего дворца. Из Санкт-Петербурга привезли иконостас и предметы культа, и в ноябре 1887 года часовню освятили. Но очень скоро она становится тесной, учитывая значительное число прихожан. К тому же владельцы дворца решают переоборудовать его под гостиницу.
На имя русского правительства
Собрание под председательством великого князя Николая Михайловича единогласно признало, что необходимо иметь постоянное помещение в собственном доме и на собственной земле, для чего надлежит энергично приступить к сбору пожертвований. Для этого выбрали комитет в составе принца К.П. Ольденбургского, герцога Г.М. Лейхтенбергского, князя М.С. Волконского, министра юстиции Д.Н. Набокова, деда писателя, а также миллионера и золотопромышленника И.В. Рукавишникова, деда Набокова по материнской линии.
К началу сезона 1889 года комитет уже располагал значительной суммой и решил приступить к строительству. Был выбран участок земли напротив бывшего дворца, но с покупкой возникли юридические сложности. В дело вмешался император Александр III. Он дал распоряжение русскому послу в Париже барону Моренгейму приобрести землю на имя русского правительства.
В октябре 1890 года была совершена торжественная закладка церкви по проекту архитектора Никонова, работавшего в области церковной архитектуры, и француза Тизнэ.
Стояли на паперти
Говоря о пожертвованиях, нельзя не упомянуть известных художников И.К. Айвазовского и К.Е. Маковского. Они подарили комитету картины, написанные в Биаррице. Деньги, вырученные от их продажи, пошли на строительство. Всемерно способствовал украшению храма и академик исторической живописи М.П. Боткин, проведший несколько сезонов в Биаррице. Большой вклад внесла семья Елисеевых из рода российских предпринимателей, банкиров и торговцев. На средства А.Г. Елисеева был изготовлен иконостас. В.А. Ратьков-Рожнов, представитель династии петербургских промышленников и домовладельцев, взял на себя расходы по приобретению образов.
13 (25) сентября 1892 года является знаменательной датой в истории церкви в Биаррице. После 13 лет хлопот и трудов была достигнута цель, к которой так стремилась русская колония, – церковь была освящена. Чудная погода благоприятствовала торжеству. Русская община и представители французских властей за неимением мест заняли не только церковь, но даже паперть и лестницу. В час дня состоялся парадный завтрак в отеле «Континенталь» в присутствии высоких особ, а вечером город Биарриц, желая выразить симпатию России, устроил фейерверк. Повсюду раздавались звуки русского гимна и крики: «Вива ля Рюс!»
Ошибка архитектора
После освящения комитет долго не мог приступить к внутренней отделке храма. Прежде всего надо было удостовериться в сухости стен, страдавших от близости океана. Другой причиной стал уход отца Иродиона. В 1895 году тяжелая болезнь заставила его вернуться в Россию, где через год он скончался. Только через шесть лет после освящения окончательная отделка церкви была завершена.
С момента своего появления и по сей день величественный двухкупольный храм в византийском стиле является украшением Биаррица. Этому способствует и его местоположение на авеню Императрицы, 8, в самом центре города напротив дворца.
Но очень скоро выяснилось, что была допущена ошибка в расчетах и неверно выбраны строительные материалы. Храм начал разрушаться изнутри. После Октябрьской революции память о счастливых временах притягивает в Биарриц эмигрантов, и русская колония значительно увеличивается, но средств на содержание церкви не хватает.
Биарриц сегодня
В середине ХХ века Биарриц стал родиной серфинга в Европе. И сейчас наряду с респектабельными пожилыми европейцами на улицах города можно встретить загорелых мускулистых парней с досками под мышкой.
Биарриц многолик и разнообразен. Авеню Императрицы с роскошным отелем дю Пале, величественным русским храмом и многочисленными виллами, построенными в разных архитектурных стилях, напоминают об аристократическом прошлом курорта и состоятельности нынешних владельцев. Но если углубиться в узкие улочки, круто поднимающиеся в гору, можно увидеть невысокие белые домики с красными полосками по вертикали и непременными ставнями – вполне деревенский пейзаж.
Здесь радует глаз буйство зелени – цветущие магнолии, аллеи тамарисков с корявыми стволами и нежной хвоей, огромные разноцветные шары гортензий. В хорошую погоду ультрамарин Атлантики не уступит по красоте лазури Ривьеры. Крутые скалистые берега и утесы, омываемые океаном, многие из которых соединены с берегом рукотворными мостиками, создают неповторимый облик города.
Поддержка и опора
Русский дух, исчезнувший было из города, начинает возрождаться. Растет авторитет и популярность России. В местных школах и университетах изучают русский язык. И русский храм тоже привлекает к себе внимание. Он открыт для посещения три раза в неделю. По выходным из города Лурд приезжает на службу отец Георгий Ашков. Помимо русского служба проходит на французском языке для потомков эмигрантов, утративших язык, но сохранивших веру, и для французов, принявших Православие. На сегодняшний день приход на 70 процентов состоит из этнических украинцев, уехавших на заработки в соседнюю Испанию после развала Советского Союза. Каждое воскресенье они приезжают на Литургию, находя в храме поддержку и опору.
Храм тоже нуждается в поддержке. Последняя реставрация 1984 года была осуществлена благодаря пожертвованиям со всего мира, в том числе и вкладу Александра Солженицына. Хочется надеяться, что придет время, когда новые русские, обживающие эти берега, станут, как встарь, радеть о своей истории, культуре и православной вере.
Елена Гришанова