Дочери Оптиной

Архив статей

Дочери Оптиной

«Да уж очень, батюшка, у вас в Шамордине трудно, и голодно, и тесно, и ничего там нет – плетни одни», – жаловалась старцу Амвросию одна из послушниц.

 

«Да уж очень, батюшка, у вас в Шамордине трудно, и голодно, и тесно, и ничего там нет – плетни одни», – жаловалась старцу Амвросию одна из послушниц. «Погоди, придет время – в Шамордине всего будет в изобилии, и многие захотели бы быть там, да не всем дано будет», – отвечал батюшка.

Недалеко от Москвы в Калужской области, близ Козельска располагается Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. С прошлого века монастырь любим, почитаем паломниками и более известен по названию близлежащей деревни Шамордино. История обители неразрывно связана с Оптиной Пустынью, местом молитвенного подвига великих старцев. С благословения преподобного Амвросия Оптинского в 1884 году и была основана обитель.

 

Вера, Любовь и монахиня Амвросия

Имение близ деревни Шамордино первоначально принадлежало помещикам Калыгиным. Однажды хозяину было видение – над его домом в облаках парил красивейший храм. Видя в этом Божие знамение, Калыгин согласился на предложение батюшки Амвросия продать имение одному московскому господину, желавшему с семьей переехать поближе к Оптиной пустыни. Когда стало известно, что москвич по изменившимся семейным обстоятельствам не сможет проживать в имении, батюшка благословил приобрести имение монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой). Она происходила из дворян Тульской губернии и была духовной дочерью преподобного Амвросия. С внучками Верой и Любой, потерявшими в младенчестве мать, Александра Николаевна жила в отдельном, выстроенном ею корпусе при Оптиной Пустыни.

Девочки подрастали, именно для них старец и благословил купить землю. Во время строительства матушка Амвросия все делала по его совету, хотя многое было ей непонятно и против воли. Когда дом был готов, в него переехали девочки, а бабушка осталась в Оптиной.

В имении устройство жизни было близко к монашескому. В доме с девочками жили бывшие крепостные, преданные матушке Амвросии. Туда же она отправляла всех вдов и сирот. «Что хромы, что слепы – все к ней», – говорили в окрестностях Оптиной. Вера и Люба на праздники приезжали погостить к бабушке и повидать старца, своего крестного отца. Но в 1881 году матушка Ам-вросия скончалась. По завещанию Шамордино отходило внучкам, а в случае их смерти матушка завещала устроить здесь женскую общину с богадельней. Через два года после кончины бабушки от дифтерита умерли Вера и Люба. Как и завещала матушка Амвросия, в Шамордине была организована женская община, ее первыми насельницами стали жившие еще при Амвросии вдовы и сироты, которых так и прозвали «Ключаревскими». Тогда и стал понятен замысел старца: план барского дома соответствовал требованиям для устройства при нем храма.

 

Матушка София

Помощницей в устроении обители преподобный Амвросий избрал духовную дочь Софию Михайловну Болотову, происходившую из древнего и благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. Она воспитывалась в глубоко верующей семье, в которой четверо из пятерых детей приняли монашеский постриг. Еще в миру София Михайловна участвовала во всем, что касалось обустройства общины. Помогала в строительстве, развитии хозяйства, немало жертвовала монастырю. После смерти мужа она, наконец, смогла полностью посвятить себя служению Господу.

В 1884 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось открытие общины, освящение домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение матушки Софии настоятельницей. Новоустроенная община стала называться Казанской в честь особо чтимой иконы, а по близости деревни Шамордино – Шамординской.

Число сестер росло. Отец Амвросий и матушка София задумали возвести большой каменный собор, который решено было построить на месте первого деревянного храма. Был изготовлен проект и размечен фундамент. Построили кирпичный завод, на котором заготовили 500 тысяч кирпичей, 70 кубических сажен бутового камня и других материалов для будущего храма. С благословения старца Амвросия стараниями матушки Софии были устроены две деревянные часовни – во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Построены хозяйственные здания, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской, в создании которой большое участие принимал родной брат матушки Софии, художник, отец Даниил.

Не жалея собственных сил, матушка София поднимала Шамордино. Но хрупкое здоровье было подорвано, и в возрасте 43 лет она скончалась. Старец Амвросий тяжело переживал кончину духовной дочери. Каждый раз, посещая Шамордино, он молился на ее могилке. «Мать все видит, что тут делается», – как-то сказал старец перед ее большим портретом в схиме.

 

Настоятельство вслепую

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919) – также духовные чада старца Амвросия и его учеников, преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова).

Cхиигумения Евфросиния (Розова) прослужила 35 лет в Белевском женском монастыре. Служение в Шамордине стало нелегким испытанием для монахини. Матушка Евфросиния потеряла зрение и просила у отца Амвросия разрешение передать настоятельство кому-нибудь другому, но, не получив благословения, продолжала нести свой крест более 10 лет.

Осенью 1891 года всех сестер постигло горе – отошел ко Господу старец Амвросий. После его кончины духовником обители стал отец Иосиф. Большую помощь обители в это время оказывал московский чаеторговец Сергей Васильевич Перлов. При его помощи были улучшены старые и устроены новые мастерские: иконописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Он специально приглашал преподавателей для обучения сестер церковному пению. Благодаря Перлову были построены каменная больница на 60 коек и новая трапезная, вмещающая до 500 человек. Помогала и жена Перлова, Анна Яковлевна. Она пожертвовала пять тысяч рублей монастырскому детскому приюту. На ее средства построили каменную богадельню на 60 мест с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

После кончины матушки Евфросинии в 1904 году настоятельницей назначается монахиня Екатерина (Самбикина), поступившая в Шамординскую общину еще при матушке Софии. При ней монастырь продолжает расти, в нем уже более 700 сестер. В начале ХХ века обитель становится крупным духовным центром.В 1901 году Шамординская община получила статус монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. На следующий год состоялось освящение нового, каменного, Казанского собора, построенного по проекту архитектора С.В. Шервуда. Величественный пятнадцатиглавый храм в русском стиле удалось возвести и украсить благодаря пожертвованиям семьи Перловых.

 

Трудовая коммуна

В годы гонений Шамордино постигла участь многих православных монастырей. Тяготы лихолетья легли на плечи настоятельницы Валентины (Розанцевой). После выхода декрета советского правительства от 3 января 1918 года об изъятии церковных и монастырских имуществ матушка Валентина обратилась к Преосвященнейшему Феофану (Тулякову), епископу Калужскому и Боровскому, с прошением разрешить переименовать обитель в трудовую коммуну. Это был единственный путь сохранить обитель, подсказанный сестрам местными властями, благожелательно настроенными к монастырю. Епископ дал согласие. Эта уловка продлила жизнь монастыря, но в 1923 году его все же закрыли. Сестрам пришлось расселиться в Козельске и окрестных деревнях. Тяжелые испытания выпали на их долю, многие приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

 

Комбайн в алтаре

Возрождение Шамордина началось в 1990 году – уже в мае был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Новой настоятельнице, игумении Никоне (Перетягиной), вместе с сестрами обитель досталась в плачевном состоянии. В Казанском соборе, главном монастырском храме, долгое время располагался сельхозтехникум. Без куполов, с проржавевшей крышей, забитыми окнами и уродливыми пристройками храм был брошен прежними владельцами. Внутри – ободранные до кирпича стены, дыры в полу и полуразобранный комбайн, гниющий в алтаре. Трапезная, больничный корпус и другие монастырские строения – все в полуразрушенном виде. Только надежда на Божию помощь вселяла уверенность в сестер и давала силы на возрождение монастыря.

Сегодня полностью восстановлен Казанский собор, заново освященный в 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II. В его внутреннем убранстве можно увидеть все, что делается руками сестер в восстановленных монастырских мастерских. Одна только монахиня Евфимия вышила бисером и стеклярусом более 20 икон. Настоящие произведения искусств, красочные и по-домашнему теплые, они украшают стены собора. Чеканка, обрамляющая иконостасы и напольные киоты, тоже сделаны хрупкими девичьими руками при помощи недавно купленного пресса. В золотошвейных и пошивочных мастерских создаются священнические облачения, плащаницы, хоругви и простая монашеская одежда. Развивается керамическая мастерская и осваивается резьба по дереву.

 

Блаженны милостивые

На территории монастыря действует больница. Заложенная еще при матушке Евфросинии (Розовой), она принимает и сестер, и паломников, оказывая посильную помощь и местным жителям. С 2002 года принимает престарелых сестер монастырская богадельня, организацию которой завещала еще матушка Амвросия (Ключарева). Сейчас в ней проживают около 30 монахинь. В храме при богадельне еженедельно совершаются богослужения.

Шамординскую обитель активно посещают паломники, которые не могут не почувствовать сестринскую заботу о себе. В отреставрированной трапезной, которая вмещает до 500 богомольцев, ежедневно бесплатно кормят всех приезжающих. Продукты производят здесь же, в монастыре. Хозяйство обители немалое – скотный двор, сад, пасека, огород.

Спешат паломники и к целебному источнику. Он расположен на территории обители, в живописном лесу. В 1998 году здесь поставили часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и устроили купальню, к которой ведет лестница из 240 ступеней. Вниз немного, а вот вверх подниматься тяжеловато, потому и придумали сестры устроить в середине лестницы смотровую площадку со скамеечками. И отдохнуть можно, и местными красотами Царского луга полюбоваться – от необъятных просторов аж дух захватывает!

Сбылись слова старца Амвросия, ожила Шамординская обитель, и многие хотят в ней побывать. Спешите и дано Вам будет!

 

В блокнот паломнику:

Адрес обители: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.

Телефон канцелярии: (48442) 2-61-62, звонить с 10.30 до 17.00.

Однажды к матушке Амвросии (Ключаревой), когда она жила в Белевском монастыре, пришла незнакомая женщина и принесла Казанскую икону Божией Матери, прося временно оставить ее, а ей самой дать десять рублей, так как она умирает от голода. Матушка Амвросия взяла икону к себе в келью, дав женщине десять рублей. Прошло много дней, но за иконой никто не пришел. Через некоторое время к матушке пришла другая женщина, рассказав, что у нее сильно болит рука и во сне она видела себя молящейся перед Казанской иконой Божией Матери, слышала голос: «Возьми масла из лампады от этой иконы, которая находится в Белевском монастыре, мажь больную руку и получишь исцеление». Женщина сказала, что она ходила по кельям, но нигде этой иконы не видела. Когда ей показали икону, находящуюся у монахини Амвросии, она, радостно всплеснув руками, воскликнула: «Вот Она, Матушка Царица Небесная, Та Самая, Которую я видела во сне!» – и упала перед ней на колени. Позже она пришла вновь, принеся бутылку деревянного масла в лампаду перед этой иконой в благодарность за полученное исцеление. Матушка Амвросия благословила возжигать неугасимую лампаду перед образом, для чего покупать масла на десять рублей. Однажды масло закончилось, а денег не было ни копейки, матушка Амвросия стала растапливать печку старыми письмами. Вдруг ей попался нераспечатанный конверт, вскрыв который, она вскрикнула от радости и удивления, обнаружив в нем десять рублей: «Сестры, сестры, смотрите-ка, Царица Небесная какое чудо сотворила!» С этого времени стали особенно чтить эту икону. Старец Амвросий не раз говорил сестрам, указывая на нее, что она чудотворная.

Татьяна Кашина 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.