Чечня. Вера на острие ножа

Архив статей

Чечня. Вера на острие ножа

Я давно чувствую себя москвичкой, но память не отступает, не дает уснуть и упрямо возвращает в город моего детства – Грозный.

 

Я давно чувствую себя москвичкой, но память не отступает, не дает уснуть и упрямо возвращает в город моего детства – Грозный.

 

Герои нашего времени

В сентябре 2006 года бывшему президенту республики Алу Алханову за помощь в восстановлении православного храма Архистратига Михаила в Грозном был вручен орден Русской Православной Церкви. Но при этом СМИ как-то забыли упомянуть, что прихожан для вновь отстроенного храма в Грозном практически не осталось, а те, что есть, – одинокие старики, не захотевшие бросать родные места да так там и оставшиеся. В 1991 году в Грозном проживали примерно 250 000 русских, в 1999-м – около 500 человек… Сейчас правительство Чечни возвращает квартиры беженцам двух последних войн, и число русских там несколько возросло.

 

На личном опыте

Мы с мужем приезжали в Грозный в 2010 году и не могли не зайти в единственный там православный храм. В церковном дворике топтались вооруженные люди. На столе под навесом красовалась куча «калашниковых» и магазинов к ним.

– Это федералы, – шепнул мне муж и подергал кованую калитку. – Заперто. – Ребят, вам чего? – крикнул один военный.

Муж пустился в поднадоевшие за пару дней объяснения: мол, приехали из Москвы… девушка тут раньше жила… хотела бы посмотреть…

– Закрыто, – хмуро сказал второй федерал и сплюнул в пыль. – Завтра приходите с утра.

– Да мы тут ненадолго, – сказала я заискивающе.

Военный со скукой поглядел в небо.

– Ладно, извините. Пойдем отсюда, – мы развернулись уходить.

– Молодые люди! – раздалось за спиной. Из одноэтажного домика в глубине двора вышел седой мужчина в брюках и клетчатой рубашке.

– Вы церковь хотели посмотреть? Я сейчас открою, раз такое дело.

Калитка распахнулась.

– Георгий, – представился седой и пожал мужу руку. – А я смотрю, русские ребята. Припозднились вы. У нас тут последняя служба в пять, и потом все, до утра закрываемся. Ну ничего, раз такое дело, ничего…

 

Здесь русский дух

Квадратную комнату заливало вечернее солнце. По стенам висели иконы в простых окладах, лампады были погашены. Вся церковь запросто уместилась бы в уголке знаменитой грозненской мечети «Сердце Чечни», но – возможно, из-за сочетания свежей побелки и ярко-бирюзовых откосов, из-за оранжевых солнечных пятен на полу – она казалась просторной и легкой.

– Ее ведь разбомбили, потом отстраивали. Правительство деньги выделило. Вот потолок почему-то сделали прямым. Раньше-то был сводчатый, помните? Но у нас мало прихожан, так что кому на этот потолок смотреть, раз такое дело. По праздникам человек пятьдесят собирается, на воскресные службы и того меньше.

– А вообще в Грозном много русских живет?

– Считается, что тысяч семь. Старичье в основном, вроде меня. Дети у меня в Гулькевичах, внучка в Москве, а я, отсюда уже никуда.

На прощание он сказал нам:

– Храни вас Бог, молодые люди.

В сумерках мы помахали ему и направились к дороге. За спиной лязгнул ключ в калитке.

– Слушай, я так и не поняла, кто этот Георгий, священник что ли? – спросила я.

– Капеллан, – мрачно ответил муж.

Военный священник, значит. Что ж, в этом есть горькая доля истины…

 

На горе стоял Шамиль…

История российско-чеченских взаимоотношений – а значит, и отношений православных верующих с мусульманами на Северном Кавказе – насчитывает почти половину тысячелетия. Первая русская крепость появилась на месте слияния рек Сунжи и Терека в 1567 году. Двадцать лет спустя, когда в Москву прибыло первое чеченское посольство во главе с Батай-Мурзой Окоцким, отношения вышли на высший государственный уровень, был оформлен вассалитет.

Как следует из исторических документов, в то время населению многих кавказских регионов было свойственно толерантное отношение к другим религиям. Так, например, мусульманство прекрасно соседствовало с иудаизмом в Дагестане и мирно уживалось с православным христианством в Осетии и Кабарде.

Противостояние религиозных конфессий возникает с появлением и распространением в Дагестане и Чечне идей радикального ислама. В 1823 году бухарец Хасс-Мохаммед приносит на Кавказ суфийское учение «мюридизм» («послушничество»). Возникают идеи возродить падающий ислам через свержение – как говорят мусульманские духовные учителя – «иноверного русского ига».

Спустя шесть лет Кавказ объявляет против русских и их союзников священную войну – газават. Ни о какой толерантности речи больше не идет: муллы обещают мусульманам гурий по количеству убитых неверных, православные священники благословляют на бой – а что остается делать, когда «злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал». Начинается Кавказская война. Она завершится к 1864 году победой русских и упрочением Православия. Но современные идеологи кавказского исламизма недалеки от истины, утверждая, что Кавказская война длится непрерывно с тех пор и до наших дней…

Ирина Пименова

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Паломничество для невест

Паломничество для невест

Найти настоящую любовь, выйти замуж и создать семью – об этом тайно или явно мечтают все одинокие представительницы женского пола. Православная Церковь возносит свои мольбы, чтобы они обрели подлинную любовь.

По стопам Предстоятеля

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.