Забавно звучит? Но так и еcть – известнейшие фильмы богоборческого периода нередко запечатлевали храмы. Стоп-кадры рассмотрел наш автор Борис Пинский.
Остап Бендер в Москве
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. <…> Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было».
Вы, конечно, узнали великого комбинатора, героя романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Основная часть событий в этих произведениях происходит в провинции. Но Остап Бендер наведывается и в столицу. Так, как это произошло ближе к финалу теперь уже фильма «Золотой теленок» (1968 г., реж. М. Швейцер). Помните, «сбылась мечта идиота» и великий комбинатор стал миллионером. На вокзале в Москве он встретил Шуру Балаганова, все такого же оборванца, каким он был до встречи с Бендером, угостил его, дал денег, а потом, когда они ехали в трамвае, Шура не удержался и украл сумочку у одной из пассажирок.
Вот этот кадр. Полный трамвай, вдали мы видим узкий переулок, слева – церковная ограда. Узнать нелегко. Но можно. Нововоротниковский переулок. Рядом – станция метро «Новослободская». И трамвай здесь до сих пор ходит, и прихожане, так же, как и много лет назад, едут на нем в свой Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной). В фильме он не виден, но раз уж мы узнали это место, надо обязательно рассказать об удивительной истории этой церкви, о реликвиях, хранящихся тут.
До революции в Москве было два храма, освященных во имя преподобного Пимена Великого. «Старый» Пимен, стоявший у Тверской заставы, был уничтожен большевиками, а «новый» и сегодня радует глаз вознесенной к небу главой колокольни и алым жизнеутверждающим цветом стен. Хотя, по преданию, его скорее можно считать «церковью покаяния». Когда-то оба храма были приходскими для московских воротников – стражников, охранявших ворота крепостных стен Москвы. После победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле хан Тохтамыш решил наказать великого князя и двинул свои орды на Москву. Осадив город, он пустился на хитрость: подговорил нижегородских князей, своих союзников, и те пообещали москвичам, что ордынцы не тронут город. Воротники, поверив этому, отворили городские ворота, и в день праздника св. Пимена 26 августа 1382 года полчища Тохтамыша ворвались в Москву, разграбили и сожгли ее. С тех пор св. Пимен и стал покровителем воротников, как бы напоминая об их обязанностях.
Первая, деревянная церковь здесь была построена в 1672 году и сгорела в 1691-м, вторая, каменная, возведена в 1696–1702 годы. В советское время храм не закрывался, но на его долю пришлось немало испытаний: в апреле 1922 года из него было изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников «церковных ценностей».
Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы – в честь преподобного Пимена Великого и Владимирской иконы Божией Матери. С этой иконой связано чудо.
По преданию, однажды в начале XIX века здесь играл слепой мальчик. Неожиданно в руку ему попал какой-то предмет. В это время пыль запорошила ему глаза. Он протер их этой рукой – и мгновенно прозрел. И увидел, что держит в руке маленький образ Владимирской Богоматери, вырезанный в камне. Во имя ее тогда и устроили придел. Этот образ потом долго хранился в храме.
В 1927–1932 годах регентом хора в Пименовской церкви был инок Платон – будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
В 50–60-е годы храм славился своим хором. Старожилы и сегодня рассказывают, что в нем тогда пели солисты Большого театра.
Святыни храма – храмовый образ Св. Троицы (послепетровское время), особо чтимые – Казанская и Тихвинская иконы Божией Матери (конец XVII в.), Спас Великий Архиерей (начало XVIII в.), Владимирская икона Божией Матери (середина XVIII в.), «Пименовский» образ Божией Матери (начало XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), Свт. Николая Чудотворца (XVIII в.), Спасителя (вторая половина XVII – начало XVIII вв.), «Благовещение» (XVIII в.), Пимена Великого (середина XVIII в.).
А уж эти-то кадры наверняка сделаны в каком-нибудь райцентре! Остап Бендер в окружении беспризорников шагает на поиски стульев, распроданных на аукционе («Двенадцать стульев», 1971 г., реж. Л. Гайдай).
Узкий переулок, мощеная булыжником мостовая, вдали – небольшая церковь… Ан нет! Это Москва, причем одна из центральных улиц. Большой Ватин Переулок, сбегающий от Гончарной к Яузской улице, по соседству со знаменитой высоткой на Котельнической набережной – если бы кинематографисты поднялись на несколько шагов вверх по переулку, она бы попала в объектив кинокамеры.
Кстати, это название содержит в себе ошибку. Переулок назвали в честь купца Саввы Вагина, который в 1595 году построил здесь церковь Никиты Священномученика – вот она, на заднем плане. А потом в документах что-то напутали.
А теперь посмотрим, что здесь изменилось, а что сохранилось в прежнем виде. Булыжную мостовую заменила асфальтовая. Церковь обнесли высокой оградой. А вот трехэтажный дом справа остался практически таким, каким был.
Кстати, по этому же переулку гуляли Костик и Рита из фильма «Покровские ворота» – уж больно он живописно выглядел тогда. Сейчас уже не так. Под асфальтом похоронена романтика старого московского переулка, по которому ежесекундно пролетают автомобили, поднимающиеся со стороны кинотеатра «Иллюзион».
Храм Никиты Священномученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье) – православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии, подворье Афонского Пантелеимонова монастыря. Его главный престол освящен в честь великомученика Никиты; приделы в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь святой равноапостольной княгини Ольги, в честь преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского.
На этом месте, согласно исследованиям археологов, находилось одно из древнейших домосковских поселений X века. А на рубеже XV–XVI веков здесь начали селиться ремесленники – бронники и котельники (отсюда название набережной).
В летописи о храме Никиты Мученика впервые упоминается в 1476 году. Судя по этой дате, Савва Вагин строил свой храм не на пустом месте, а перестраивал уже имевшийся прежде.
Храм Никиты Священномученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а саму церковь от сноса спасло только вмешательство общественности. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».
В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви, а в 1992 году он становится подворьем Афонского Пантелеимонова монастыря. Сейчас здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году вокруг подворья была возведена ограда со Святыми вратами и двумя часовнями – великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.
Пимен Великий
Родился около 340 года в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Преподобный Пимен проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие.
Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, прожив около 110 лет, египетский пустынник скончался около 450 года. Вскоре был прославлен как великий святой.
Никита священномученик
По происхождению он был готом, родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Участвовал в распространении христианства среди своих соплеменников. Воевал в войсках готского вождя Фритигерна против язычника Атанариха. После возвращения того к власти продолжил проповедовать христианство. Был подвергнут мучениям и в 372 году казнен через сожжение. Согласно житию, огонь не опалил тело святого, и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей – в сербский монастырь Высокие Дечаны.
фото Бориса Пинского