«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный». Этими словами начинается знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По нему были сняты два фильма: в 1994 году экранизация Юрия Кары, а позднее, в 2005-м, телеверсия Владимира Бортко. И вот что интересно – сцену встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом они снимали практически с одной и той же точки. Вот она: безлюдный бульвар, пруд, за ним – очень узнаваемый павильон.
Чем же привлек писателя, а за ним и кинематографистов этот небольшой район в центре Москвы? Попробуем разобраться. На этом месте нет ни одного храма, и все же оно имеет самое прямое отношение к Церкви.
Почему пруды были названы Патриаршими? И почему во множественном числе, хотя пруд всего один? Прежде всего это связано с именами двух выдающихся людей в истории Православной Церкви, двух патриархов – священномученика Гермогена (1530–1612) и Иоакима (1620–1690).
Пруды или болота?
Когда-то здесь были болота, которые москвичи прозвали Козьими – отсюда пошли названия Большого и Малого Козихинских переулков. Местные жители разводили коз и отправляли козью шерсть к царскому и патриаршему дворам. В XVII веке это место выбрал для своей резиденции Патриарх Гермоген, и на месте болот появилась Патриаршая слобода. В нее входили храм Ермолая Священномученика (кстати, мирское имя Патриаха Гермогена было Ермолай) и храм святителя Спиридона Тримифунтского – они дали свои имена Ермолаевскому переулку, улице Спиридоновке и Спиридоньевскому переулку.
В 1683–1684 годах по велению Патриарха Иоакима болота осушили, а на их месте вырыли три пруда, в которых стали разводить рыбу к патриаршему столу. От этих трех прудов и пошло название Трехпрудного переулка.
В 1721 году, при Петре I, патриаршество на Руси было отменено (и восстановлено только в августе 1917 года). Патриаршая слобода стала приходить в упадок. Пруды были заброшены, местность снова заболотилась. И только в первой половине XIX века ее облагородили, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер, который назвали Бульваром Патриаршего пруда.
Сам Лев Толстой
Здесь жил поэт Иван Дмитриев, у него в гостях бывали Карамзин, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Баратынский. На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой. В Трехпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
В годы советской власти, в рамках борьбы против религии, пруды, а вместе с ними и Патриаршие переулки были переименованы в Пионерские (к счастью, это название так и не прижилось). В 1930 году была разрушена церковь святителя Спиридона, а через два года и церковь святого Ермолая.
Интересно, что в июле 1918 года после известия о расстреле царской семьи бывшие придворные и государственные чиновники открыто отслужили в Спиридоньевской церкви заупокойную обедню – благо, что время красного террора тогда еще не наступило.
На месте храма святителя Спиридона была построена громадина из необычного тогда материала – теплобетона, то есть бетона с теплоизолирующим наполнителем. Фасад на срезанном углу дома украшают аллегорические барельефы – «Техника», «Искусство», «Наука» – с изображением трех стилизованных фигур.
А на месте Ермолаевского храма остался не слишком-то ухоженный сквер. В 1938 году на берегу пруда появился изящный павильон. Но не тот, который мы видим в фильмах, его построили в 1986-м – правда, лепнину, рельефы и модули взяли от предыдущего.
Булгаков снова запрещен
В 1976 году на противоположном берегу была выстроена скульптурная композиция, посвященная баснописцу И.А. Крылову и его героям. А вот памятник М.А. Булгакову установить так и не удалось – из-за протестов местных жителей. И все же – почему писатель привел своих героев именно сюда, на Патриаршие?
Ответы могут быть разные. Но не исключено, что Михаил Афанасьевич хотел этим подчеркнуть: туда, откуда ушла вера, обязательно приходит враг рода человеческого. Ведь события романа разворачиваются в 30-е годы – самые страшные годы сталинского террора.
Сегодня в соответствии с «Программой-200» на юге столицы возводят новый храм святителя Спиридона Тримифунтского, который вскоре примет первых прихожан.
«Покровские ворота»
«Вьется легкий вечерний снежок,/ Голубые мерцают огни,/И звенит под ногами каток,/Словно в давние школьные дни». В морозном воздухе разносится модная в 50-е годы песенка, и кружат по льду Чистых прудов герои фильма Михаила Козакова «Покровские ворота» – Костик и Света, Хоботов и Людочка. Но при чем же здесь Патриаршие?
Дело в том, что эпизоды катания на коньках снимались именно здесь. Убедиться в этом легко, стоит внимательнее вглядеться в окружающий пейзаж и прежде всего в павильон на заднем плане. Да-да, это тот самый, что мы видели в «Мастере и Маргарите». А вот почему режиссер перенес съемку на Патриаршие пруды, так и осталось загадкой.
«Шпионские страсти»
Патриаршие в нашем кино появлялись не раз, но чтобы в анимационном фильме… И тем не менее. «Шпионские страсти» – пародия, высмеивающая штампы шпионских детективов. Писатель и сценарист Лазарь Лагин (помните «Старика Хоттабыча»?) и режиссер Ефим Гамбург заставили вражескую подводную лодку пройти через Красное и Черное моря и всплыть… именно здесь, на Патриарших, тогда еще Пионерских прудах. А когда доблестные чекисты разоблачили шпионов и те попытались уйти, то погрузиться в воду лодка не смогла: бдительный дружинник выдернул сливную пробку – такую же, как в ванной, – вода из пруда ушла, и незадачливых агентов увезли в автоцистерне «Живая рыба».
Борис Пинский,
фото Олега Серебрянского