Мы – свидетели исторических событий: сегодня в Москве осуществляется «Программа-200». Идет такое храмостроительство, которого не было со времен равноапостольного князя Владимира.
Меняется не только облик города, но и сами люди. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Первую строку Евангелия от Иоанна можно считать универсальной: в начале любого дела всегда лежит идея, замысел, стремление. Так и планы строительства в Москве двухсот новых храмов и каждого храма в отдельности сначала рождались в сердцах верующих. И потому в большинстве случаев церковная община создавалась задолго до закладки первого камня в фундамент будущего здания. Внешне эти процессы сходны, но каждый из них наполнен неповторимым внутренним содержанием, во многом зависящим от личности настоятеля. Об этом – на примере двух приходов в Северо-Западном административном округе столицы.
Храм во имя Всемилостивого Спаса – Патриаршее Подворье в Митине
Когда-то на этом месте стояло село Спас. А еще раньше – монастырь Всемилостивого Спаса. Отсюда и название возводимого здесь храма. Сегодня трудно представить себе, что еще год назад только ограда строительной площадки указывала место будущей церкви. С сентября 2011 года начались первые молебны, затем первые строительные работы. 6 апреля 2012 года чин закладки храма совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его же благословению к празднику Рождества Христова рядом был возведен малый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из его окон очень хорошо видно, как быстро растут бетонные стены главного здания. По плану строительство должно быть закончено к середине 2013 года.Настоятель храма, тридцатилетний иерей Григорий Геронимус, наверное, один из самых молодых в Москве. Но начинающим его не назовешь: после рукоположения в 2005 году в сан диакона отец Григорий служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, затем в Покровском женском монастыре Москвы. В 2011 году он назначен настоятелем строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митине. Интересно, что это назначение произошло во исполнение желания верующих или совпало с ним: они хотели видеть настоятелем молодого священника. Так образовалась в храме «молодежная бригада»: с первого дня вместе с отцом Григорием служит диакон Леонид Джалилов, который всего на три года старше настоятеля. По выходным и праздникам маленький храм бывает переполнен. Но и в другие дни дел у священника хватает. Поэтому времени для беседы с журналистом у него нашлось немного – за чашкой чая между крещением младенцев и вечерней службой.
Иерей Григорий Геронимус
О семье. Мой отец, протоиерей Александр Геронимус, родился в интеллигентной советской атеистической семье. Как и мать, Лидия Васильевна Гончарова, окончил мехмат университета. Оба были успешными математиками, но выбрали другой путь: уже взрослыми людьми пришли к вере, к мысли, что жизнь без Бога, без церкви – это жизнь плоская, поверхностная.
Наукой, в частности, математикой, отец, продолжал заниматься, уже будучи священником. Его рукоположили в 1979 году, что в то время было непросто. Когда-то Хрущев говорил: «Через 20 лет покажу по телевизору последнего попа». Считалось, что религия – дело темных необразованных старушек. Но с этим не вязалось, что многие молодые образованные люди стремились стать священнослужителями.
Отец служил в провинции – сначала в Старом Осколе, потом в деревне Белгородской области. Последние годы своей жизни был настоятелем Димитриевской церкви села Дуброва в Московской Епархии.
Из шестерых детей в нашей семье священниками стали двое. Мой брат Михаил – хирург и священник. Сейчас служит в том же приходе, что и отец в последние годы жизни, совмещая служение с работой хирурга в больнице города Троицка. Женился я довольно рано. Сейчас у нас трое детей.
О вере. В нашей семье Церковь, вера, священство отца всегда были центром всей жизни. У меня никогда не было сомнений в бытии Божием, в том, что Бог – живая личность, которая находится рядом с нами. Глядя на отца, я с детства хотел быть священником.
О служении. Для меня самое главное – создать подлинный христианский приход. В этом смысле руководствуюсь словами митрополита Антония Сурожского: «Церковь – это место, где живые люди встречают живого Бога и в не меньшей степени друг друга». На этом я пытаюсь выстроить нашу общину. Мы, конечно, много занимаемся административными вопросами, связанными со строительством храма. Но самое важное – построить приход, где люди были бы объединены верой и где осуществлялись бы слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), – говорил Господь. И каждый раз, когда мы совершаем здесь Божественную литургию, мы чувствуем, как исполняются эти слова, и стремимся к тому, чтобы и другие евангельские слова исполнялись: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 35).
Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8
(молятся об умягчении сердец)
С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.
Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине
Собор на Строгинском бульваре, вл.14, – долгожданный. Ведь в районе, где проживают более 160 тысяч жителей, действует всего один храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. На самом участке силами прихода во главе с настоятелем протоиреем Георгием Крыловым четыре года назад устроена временная церковь. Все это время верующие ратовали за строительство большого собора, однако их чаяниям суждено было сбыться только сейчас – благодаря «Программе-200».
На сегодняшний день закончен нулевой цикл, и новый генподрядчик ГК «Пионер» приступает к возведению стен. На информационном стенде каждый может увидеть, каким красивым станет новый храм – стройный, будто устремленный вверх, с колокольней, венчающей крышу (проект бескорыстно разработали архитекторы Виктор Захаров и Александр Пронин).
Приходская жизнь здесь, как говорится, бьет ключом. Богослужения, венчания, крещения…
Временный храм расположен возле станции метро «Строгино», и жители района по пути с работы нередко заглядывают сюда – помолиться, поставить свечку… Храм окружен цветущим газоном: прекрасные растения посажены прихожанами. Рядом, будто сложенное из конструктора «Лего», необычное сооружение из строительных вагончиков, которое сначала можно принять за бытовки. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все это имеет непосредственное отношение к церкви: здесь и воскресная школа, молодежный и детский клубы и многое другое.
Объявления на стендах у входа в храм (у прихода есть и собственный сайт) предлагают вступить в молодежный хор, в группы знаменного и византийского пения, школу верховой езды, кружок рукоделия, записаться на курсы английского языка.
Община здесь существует уже несколько лет. Эти неравнодушные люди несут свою социальную миссию обществу пока в полевых условиях – во временных постройках. Они выразили надежду, что в рамках «Программы-200» здесь будет построен не только храм, но и дом причта.
Протоиерей Георгий Крылов
О вере. Я родился в советской семье. Что привело в христианство – тайна. Думаю, бабушка меня вымолила, она единственная в семье верила в Бога. А как у меня внутри все перевернулось, какое чудо было, не буду об этом рассказывать. Это как спотыкаешься и вдруг понимаешь, что раньше совсем не так жил.
Я отношусь к поколению пионеров, то есть людей, которые обратились к Богу на стыке двух эпох, в 80-е годы. Крещение принял, будучи в армии. Когда в шинели начал ходить в храм, на меня бабушки вот такими глазами смотрели. Эти ярославские бабушки и привели меня к вере – они показали любовь Христову. Я стоял на службе и ничего не понимал, но дал себе слово, что непременно разберусь. Вот это слово в конце концов и сделало из меня литургиста. Крестил меня знакомый семинарист.
А что в священство привело? Духовник мне сказал: поступай в храм, будешь там читать и петь. Настоятель храма свв. Петра и Павла в Лефортове меня взял псаломщиком на клирос, через год принял в штат.
Я ходил на все службы подряд. Христианство уже влекло меня мощной волной, и я не представлял себе жизни без веры, без того чудесного мира, который я для себя открыл. Потом была семинария при Троице-Сергиевой Лавре. А это особенный монастырь, намоленный. Половина моих однокашников стали монахами.
А потом женитьба, рукоположение. Я стремился куда-нибудь подальше от Москвы, но она меня не отпустила. Пятнадцать лет служил в Успенском храме в Троице-Лыкове. Потом образовалась эта община, и мне предложили прийти сюда.
О молитве. Тот, кто начинает интересоваться молитвой, постепенно понимает – это то, в чем нужно пребывать, в чем нужно жить. Я уверен: если не сделать для себя молитву постоянным хлебом, необходимостью, тогда нам и Царствие Небесное не светит. Ведь туда попадают те, кому с Богом хорошо.
Тропарь Святым новомученикам и исповедникам российским, глас 4
(молятся о благополучии России)
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Борис Володин,
фото Олега Серебрянского