На территории Германии находится множество реликвий христианского мира, связанных с Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей и угодниками Божиими.
В отличие от православных стран, в которых святыни неотделимы от истории и жизни народа, большая часть христианских реликвий попала в Германию в результате крестовых походов, когда средневековые рыцари опустошали храмы Святой Земли и Византии и увозили сокровища в свои страны. Возможно поэтому современная традиция западноевропейских христиан — католиков, протестантов, лютеран — характеризуется совершенно иным отношением к религиозным святыням, чем это принято у православных.
Мощи святых и иные христианские реликвии зачастую хранятся под спудом или малодоступны, их почитание в настоящее время не слишком распространено, вот почему в России так мало о них известно.
Хранитель памяти святых Константина и Елены
При первом императоре-христианине Константине Великом немецкий город Трир в течение десяти лет был столицей объединенной Римской империи. В этом самом древнем христианском городе Германии святой Константин составил свой знаменитый Миланский эдикт, даровавший гражданам империи свободу вероисповедания и прекративший лютые гонения на христиан. Документ был оглашен в 313 году в Милане и отсюда получил свое название. С 306 по 316 год император жил здесь вместе со своей матерью святой царицей Еленой. Именно она привезла в Трир многие христианские святыни из числа найденных ею на Святой земле. С именем этой святой равноапостольной царицы связана история самого древнего на немецкой земле кафедрального со бора Святого Петра, в котором богослужения не прерываются вот уже 1600 лет.
Основанием для собора послужил дом царицы Елены, который она передала христианской общине Трира под церковь. В настоящее время великолепно украшенный собор Трира является хранилищем величайших святынь: в алтаре храма находится Хитон Иисуса Христа, в крипте — ковчег с главой равноапостольной царицы Елены, в ризнице — часть цепи, которой святой апостол Петр был скован в узах в Риме.
Мощи святого евангелиста Матфея, одного из двенадцати учеников Христовых, хранятся в трирском монастыре, названном в честь этого апостола.
Христианской достопримечательностью Трира является Базилика Константина Великого — это единственное прекрасно сохранившееся со времен правления св. равноапостольного Константина строение, в котором размещался его тронный зал.
Реликвии знаменитого собора
В Кельнском соборе, самом величественном и знаменитом готическом сооружении Европы, главной святыней являются мощи Трех Волхвов которые по евангельскому преданию в ночь Рождества Христова пришли в Вифлеем с дарами, чтобы поклониться Богомладенцу. Они были обретены на Святой Земле равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, затем в V веке — в Медиолан (современный Милан). В одном из миланских монастырей эти реликвии хранились до тех пор, пока в 1164 году император Фридрих Барбаросса не завладел ими во время похода на Италию. Кельнский архиепископ, по совместительству канцлер и военачальник императора, получил от него мощи святых волхвов в дар городу как благодарность за помощь при покорении Милана. После того как в Кельн прибыла эта святыня, было принято решение о строительстве невиданного до тех пор пятинефного собора, которое продолжалось с перерывами несколько столетий.
Рака трех волхвов, в которой покоятся их святые мощи, была изготовлена в XIII веке лучшими мастерами того времени и по праву считается одним из самых ценных реликвариев христианского мира. Деревянный корпус раки обит позолоченными медными и серебряными пластинами, а передняя его часть почти полностью изготовлена из листового золота. Рака украшена узорами тончайшей работы в форме вьющихся растений, почти тысячей драгоценных камней и жемчужин и множеством античных гемм и камей.
Святыми реликвиями Кельнского собора являются также посох апостола Петра и три звена цепи, которой он был скован в римской тюрьме.
В кельнском храме во имя апостола Андрея хранятся часть мощей этого святого, частицы мощей святых апостолов Фаддея и Симона Зилота, а также мощи святых мучеников — братьев Маккавеев.
Поклонитесь святыням в Аахене и Мюнхене
Со времен Карла Великого в Дворцовой капелле немецкого города Аахена находятся четыре тканых христианских реликвии: риза Божией Матери, в которой по преданию она была в Святую ночь Рождества Христова; пелены, которыми Богородица перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Господа Иисуса Христа. Считается, что эти святыни Карл Великий получил в IX веке от Папы Римского, которому они были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима. Собор святого Корнилия, находящийся в 10 километрах от Аахена, прославился тремя евангельскими святынями. В простом деревянном ковчеге здесь хранятся: полотенце, которым Иисус препоясался перед тем, как вымыть ноги ученикам на Тайной Вечере; погребальное покрывало, которым Иосиф Аримафейский воспользовался при погребении Спасителя; плат, которым по иудейскому обычаю покрыли голову умершего Иисуса.
Почти в самом центре баварской столицы Мюнхене возвышается монументальное здание иезуитской церкви святого Михаила, в которой как великие христианские святыни хранятся частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра. В одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна знаменитая святыня — реликварий (ковчег) с мощами святых великомучеников Космы и Дамиана Аравийских, глубоко почитаемых и в России врачей-бессребренников и чудотворцев первых веков христианства. Величественный ковчег, в который помещены святые мощи, выполнен из дубовых досок, покрытых позолоченными пластинами, и украшен крупными драгоценными камнями.
Елена Прокофьева