Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет. «Что есть истина?» – спросил Пилат у Господа. И не дождавшись ответа, вышел к иудеям. Этот эпизод говорит о том, что на самом деле Пилат был равнодушен к истине, сердце его настолько огрубело,...

Архив новостей

Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет. «Что есть истина?» – спросил Пилат у Господа. И не дождавшись ответа, вышел к иудеям. Этот эпизод говорит о том, что на самом деле Пилат был равнодушен к истине, сердце его настолько огрубело,...

Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет.
«Что есть истина?» – спросил Пилат у Господа. И не дождавшись ответа, вышел к иудеям. Этот эпизод говорит о том, что на самом деле Пилат был равнодушен к истине, сердце его настолько огрубело, что истина его не интересовала, и отвечать ему было бессмысленно. 
Как часто, вступая в спор с кем-либо, мы замечаем, что спорящий затеял спор не для того, чтобы узнать истину, а для того, чтобы опорочить или обругать кого-то или просто обратить на себя внимание. Да и сами мы вступаем в спор, как нам кажется, из благих намерений, чтобы открыть глаза другому, чтобы научить его – как на самом деле правильно, а в результате выходит скандал. А надо ли вообще спорить? Вот что писал об этом великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.
«От споров, как от огня, следует остерегаться, как бы ни сильно нам противуречили, какое бы неправое мнение нам ни излагали, не следует никак раздражаться, ни доказывать напротив; но лучше замолчать и, удалясь к себе, взвесить все сказанное и обсудить его хладнокровно. Но и обсудивши не говорить, если чувствуем, что не можем сказать так, чтобы оно именно было доступно тому человеку, с которым говорим, или же если чувствуем, что не можем сказать хладнокровно и безгневно. Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет… Воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь мы можем тогда, когда достигли сами до высочайшего незлобия, когда никакие оскорбления не могут оскорбить нас… 
Многие не могут выносить несправедливых упреков… но кажется гораздо хуже и ужаснее заслужить справедливый упрек: мы тогда вдвойне упрекаемся и людьми, и собственной совестью. Несправедливый же упрек должен производить по-настоящему противуположное действие: …кто, будучи невинен, обвиняется, к тому все чувствуют участие. Но если он не только, будучи невинен, обвиняется, но еще переносит с терпением обвиненье, и не только переносит с терпеньем, но еще плотит великодушием за несправедливые упреки, тогда он производит изумление к себе во всех совершенно, даже в людях дурных и неспособных изумляться ничему прекрасному… 
Многие затрудняются тем, что не знают, как отвечать на упреки, потому что обыкновенно упрекающие несправедливо любят, чтобы им отвечали, если же они к тому еще злобны, то любят даже, чтобы их раздражали противуречиями или гневными словами, чтобы этим подавать себе вновь повод и случай к озлобленью и упрекам. В таком случае нужно поступать так, чтобы не выставлять в словах и ответах своих ни свою невинность, ни их злобу. Вообще слов как можно поменьше, а умеренности и хладнокровия в них как можно побольше». 
Будьте внимательны к себе. И почаще перечитывайте Гоголя. 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе