СЕРДЦЕ РАЗМЕРОМ С КОШЕЛЕК
27 августа 1760 года Российская императрица Елизавета Петровна издала указ, запрещающий взяточничество чиновников. «Ненасытная жажда корысти, дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие – предводительством судей, а потворство и опущение – одобрением беззаконникам», – негодовала Елизавета Петровна.
Грех сребролюбия считается одним из самых страшных грехов, говорят святые отцы. Он проникает в сердце незаметно, словно змея, и человек становится жертвой дьявола. Сребролюбие изгоняет из сердца любовь – и к ближнему, и к Богу. Человек перестает верить в Промысл Божий и начинает надеяться только на деньги, делая их своим богом. Некоторые люди носят деньги на груди, пряча их от своих близких, а ночами пересчитывают, словно совершают ритуал. Апостол Павел называет сребролюбие идолопоклонством.
Сребролюбец никого не любит и его никто не любит. Он играет в любовь и с ним играют в любовь. Значительная часть абортов происходит из-за сребролюбия. Родители, посчитав расходы, приходят к выводу, что человеческая жизнь не стоит таких затрат. Сердце сребролюбца сужено до размера кошелька.
Сребролюбцами не рождаются, ими становятся. Вспомним Иуду, который поначалу был апостолом. Его падение началось не сразу. У него хранилась кружка для пожертвований, из которой ученики Христа давали милостыню бедным и покупали себе еду. Иуда начал воровать эти деньги. Бес сребролюбия лишил Иуду веры во Христа, а затем полностью овладел им, в результате чего Иуда предал на смерть своего Учителя за цену раба – 30 сребреников. Всякий сребролюбец сам приговаривает себя к такой же участи в будущей жизни – пребывания в аду вместе с падшим апостолом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что лучше иметь дело с тысячью бесноватых, чем с одним сребролюбцем, так как из бесноватых никто и никогда не дерзнул сделать то, что сделал Иуда.
Святые отцы пишут, что страсть сребролюбия чужда человеческой природе и приносится извне. Поэтому вначале ее легко победить. Но если она укоренится в душе, то станет могущественнее всех страстей, вместе взятых. Эта страсть поработит волю и опустошит сердце. Со сребролюбием надо бороться с первых его проявлений. Но как?
Святые отцы говорят, что первое средство от этой напасти – память о смерти.
Человек, осознавший в себе грех сребролюбия, должен заставить себя отдавать другим сначала то, что ему мало нужно, а когда он испытает радость от этого благодеяния и убедится, что лучше давать, чем брать, то может делиться с нуждающимися даже необходимым.
Будем внимательными к себе.
И да поможет нам Господь!