Помню, как-то гуляя по Москве, мы с приятелем зашли в католический собор, чтобы купить билеты на концерт органной музыки. Здесь было тихо и безлюдно, и мы решили немного задержаться, присев на краешек скамейки.
– А хорошо все-таки у них — удобно, сиди спокойно и молись.
– Ничего ты не понимаешь, — ответил мой приятель. — Вот в православных храмах, где люди стоят, действительно молитва.
– Странно, ведь когда стоишь, устаешь, в голове одна мысль — как бы присесть. А тут ничто не отвлекает.
По мере воцерковления смысл сказанных приятелем слов стал доходить до меня лучше. Да и знаний прибавилось. Оказывается, до VI века православные могли молиться сидя. Более того, если в храме не было специальных сидений, садились на пол. Однако практика показала, что лучше все же молиться стоя. Есть одна история про настоятеля монастыря, епископа, который во время службы никогда не присаживался даже на минуту. Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Действительно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом, и это может далеко завести.
Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Ведь когда молишься стоя, не расслабляешься, а как только сел, сразу потянуло в сон. Когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве. Да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, Творцу вселенной.
Все вышесказанное касается здоровых людей. Немощным и болящим допустимо сидеть. Однако во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии даже им лучше стоять.
В Греции есть все
В этой солнечной стране церковные традиции немного отличаются от российских. Зайдя в любой греческий храм, вы увидите обилие сидячих мест для прихожан. Но сидят здесь не всю службу. В наиболее ответственные моменты богослужения — на ектениях, малом входе, Херувимской весь храм поднимается, а во время Евхаристического канона многие становятся на колени.
Если же вы устали или плохо себя почувствовали, можно присесть, даже если все стоят, никто вас за это не осудит. Ходить по храму в продолжение службы не принято, как, впрочем, и разговаривать, даже негромко, особенно во время причастия. Подать записку или поставить свечу лучше до или после службы.
Скамеечки для поклонов
В католическом храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низенькие скамеечки, на них преклоняют колени. Во время Мессы разрешается сидеть, и верующие занимают свои привычные места в середине храма. Однако в определенные моменты богослужения они встают или становятся на колени — при чтении Евангелия, возношении Святых Даров, причащении, при благословении паствы священнослужителем, при Адорации и в некоторых других случаях.
Адорация — торжественное выставление Святых Даров в дароносице на алтарном столе для поклонения верующих. Все прихожане в это время, стоя на коленях, читают молитвы вслух или молчат (созерцательная молитва), поэтому лучше воздержаться в этот момент от прогулок по храму. Нельзя ходить и во время Мессы, для осмотра достопримечательностей и интерьера лучше дождаться окончания службы.
«Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души».
Авва Исаак Сирский
Мнения
«В православном храме нет рядами поставленных скамеек, поскольку христианин во время богослужения — не любопытный зритель, а благоговейный участник священного действия».
Валерий Духанин
«Стояние в храме — от стремления уподобиться монашествующим. Это помогает усмирять плоть».
Татьяна Тома
«На моем приходе есть старушки, которым хватает сил только дойти до храма. Одну из них пришлось несколько раз благословить сидеть всю Литургию, чтобы не думать — упадет или не упадет. Я знал священника, которому было благословлено служить, позавтракав (диабет)... Русское благочестие в самом деле сурово, но во все времена были сильнейшие послабления для немощных».
Игумен Александр (Пахомов)
«Как-то в непоседливой молодости, заплутав в хаотичном переплетении венецианских улочек и окончательно добитый изнуряющим полуденным зноем, я вожделенно углубился в сыроватую прохладу пустующего католического собора, первым попавшимся на пути усталого скитальца. Посреди храма был ряд старинных скамей, я присел на одну — ноги гудели... Каково же было мое потрясение — оказывается, я не просто сидел, а еще и оказался коленопреклоненным!
Внизу к скамье была приделана особая горизонтальная доска, на которую можно было удобно приклонить колени! И было очень даже комфортно!
Мигом пришло прозрение — как же мало в Церкви дерзающих вступить на тесный и скорбный путь Христов. Сколь же легче сидеть “коленопреклоненным” на удобной церковной скамье, слушая ангелоподобную музыку, и размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности».
Диакон Сергий Шалберов
Галина Черемушкина