202 года назад родился известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.
««Я предпочитаю (Богу. – МД.) Прометея, я предпочитаю сатану, образец бунтаря и индивидуалиста. Пусть я всего лишь атом, но все-таки я сам себе господин, я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати».
Сколько гордынного помрачения ума, самовозвеличения и отвержения того, что только и может стать истинною опорою человеку в его подлинном, а не мнимом величии, сколько банальности, соединенной с претензией на независимость собственного мнения, – отразилось в этих «фиоритурах» (как он сам их назвал), извлеченных из письма молодого Ивана Тургенева к Полине Виардо от 19 декабря 1847 года.
Он только входил в литературу, еще не создал к тому времени ничего значительного. Но как-никак ему уже двадцать девять – в середине XIX века такой возраст воспринимался достаточно зрелым (в 45 он сам считал себя уже стариком). А все же какою-то незрелостью поражают его рассуждения. Вернее, не то что незрелостью, но отчасти несамостоятельностью, следованием заимствованным на стороне образцам, хоть и выглядит все плодом собственных усилий рассудка.
Предпочтение сатаны? Тут, несомненно, не прямой сатанизм, но скорее эстетический и отчасти психологический вызов… – никому в частности, миру вообще. Тут нездоровый задор не совсем ловкого самоутверждения, желания возвысить человеческую самость над неким надличностным началом, смутно ассоциирующимся у гордеца с понятием Бога…
Противопоставление Богу Прометея, олицетворившего издавна богоборческий идеал, не более чем избитый стереотип романтического бунтарства, каким западная мысль (сама позаимствовавшая его у античности) заразила многие русские умы еще на заре XIX столетия. Отождествлением же Прометея и сатаны Тургенев не только прояснил смысл античного образа, слишком вознесенного в иных умах, но и обозначил недвусмысленно то состояние своей души, преодолеть которое он будет стремиться всю свою жизнь, и борьба с которым станет подлинным, хоть и потаенным сюжетом его литературного творчества. В той борьбе он обретет постижение глубочайших истин, но переживет и тяжкие поражения, узнает взлеты и падения – и подарит каждому неленивому душою читателю драгоценный опыт стремления от безверия к вере (независимо от того, к какому итогу подвел писателя его собственный жизненный путь)».
Так пишет о Тургеневе российский ученый, богослов, литературовед, почивший в 2008 году преподаватель Московской Духовной академии Михаил Дунаев в своей книге «Православие и русская литература».
Читайте классиков, читайте о классиках!