ПОДВИЖНИКИ ДУХА ХХ ВЕКА. Необычайная сила духа этого человека поражала современников. Как известно, сильная воля может заключаться и в немощном теле, но у святителя Иоанна Рижского, сподвижника Патриарха Тихона, духовная крепость сочеталась ...

Архив новостей

ПОДВИЖНИКИ ДУХА ХХ ВЕКА. Необычайная сила духа этого человека поражала современников. Как известно, сильная воля может заключаться и в немощном теле, но у святителя Иоанна Рижского, сподвижника Патриарха Тихона, духовная крепость сочеталась ...

ПОДВИЖНИКИ ДУХА ХХ ВЕКА. 

Необычайная сила духа этого человека поражала современников. Как известно, сильная воля может заключаться и в немощном теле, но у святителя Иоанна Рижского, сподвижника Патриарха Тихона, духовная крепость сочеталась с богатырской внешностью и огромной физической силой.
…Будущий архиепископ родился 6 января 1876 года в простой крестьянской семье, на хуторе Илзессала Праулиенской волости. Его отец – православный латыш Андрей Поммер – был глубоко верующим человеком. Именно от него владыка унаследовал крепость веры, богатырскую стать и огромное трудолюбие. 
В 1887 году Иоанн, которому легко давалась учеба, уехал в далекую Ригу и поступил в Рижское духовное училище. Он без труда закончил и училище, и семинарию, и духовную академию. В 1903 году будущий подвижник принял монашеский постриг. Вступить на иноческий путь его благословил сам праведный Иоанн Кронштадтский.
Некоторое время иеромонах Иоанн преподавал в Черниговской духовной семинарии, но Господь вел своего избранника все к более высокому служению. В 1907 году отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а спустя пять лет – хиротонисан во епископа. 
При этом владыка оставался сердечным и доступным человеком, чутким к нуждам простых людей. Одним он помогал с работой, другим – с лечением, третьим – пропитанием. Он не разделял людей по национальному признаку. Русские, литовцы, белорусы – все были для него братьями во Христе. Владыка служил во многих городах и приходах и везде был любим верующими людьми. 
Патриарх Тихон высоко ценил личные качества епископа Иоанна и, называя его «мужем борьбы»,  назначал владыку на самые сложные и ответственные служения. В 1918 году архиепископ Иоанн возглавил Пензенскую епархию, где из-за церковного раскола многие храмы оказались  в руках отступников. 
Уже первые архиерейские службы привлекли к владыке Иоанну сердца верующих людей. Будучи прекрасным проповедником, он находил самые точные, важные и проникновенные слова для своей паствы. 
Вокруг него стали сплачиваться и духовенство, и миряне. Но и враги не сдавались – над архиепископом постоянно витала угроза физической расправы. Решимость гонителей была столь велика, что они блокировали Петропавловский храм в Пензе, где владыка совершал богослужение на Страстной седмице. Владыку спасли его духовные чада – они окружили своего пастыря плотным кольцом, выражая готовность отдать за него жизнь.
Прошло немного времени, и  на архиепископа Иоанна было совершено новое покушение, прямо в келье Пензенского Преображенского монастыря, где он тогда жил. Его спасла лишь самоотверженность келейника, который ударил стрелявшего по руке – пуля попала в ногу владыки.
В сентябре 1918 года владыку Иоанна увезли на очную ставку – в «дом, откуда не возвращаются». В камере, где содержались приговоренные к расстрелу, архиепископ пережил все, что испытывает человек перед неминуемой смертью. Заключенных одного за другим уводили из камеры, последним в этой страшной очереди значился владыка. Он молился и ждал. Но свершилось чудо: около часа ночи его освободили.
Выйдя на свободу, архиепископ Иоанн отправился в длительную поездку по епархии. Во всех приходах народ с огромной радостью и душевным подъемом встречал своего архипастыря. 
В 1921 году владыку Иоанна направили в Ригу, где положение Православной Церкви было плачевным – ее воспринимали как обременительное наследие поверженной монархии. После получения независимости в Латвии было уничтожено духовное образование, Рижская кафедра оказалась без архипастыря, все православные храмы были разорены и поруганы.
Чтобы отстоять Православие в этой стране, архиепископ Иоанн стал депутатом Латвийского сейма. В этот сложнейший период на владыку обрушился новый поток клеветы и нападок, но защищая Святую Церковь, он смиренно терпел все поношения и даже побои во время бурных дебатов в парламенте.
Благодаря самоотверженным трудам и непреклонной воле владыки Церковь, наконец, получает статус юридического лица, и с этого момента в Латвии начинается возрождение Православия. Всего за девять лет, с 1921 по 1930 год, на латвийской земле было построено и освящено десять храмов, еще четыре церкви находились на стадии строительства. Все храмы вновь обрели свой «голос» – на них были установлены колокола.
…Осенью 1934 года по предписанию врачей владыка жил на архиерейской даче у Кишозера в Озолкалнсе. Жил уединенно, без всякой охраны. В свободное время работал в саду, столярничал на верстаке.
В ночь с 11 на 12 октября неизвестные беспрепятственно пробрались в дом отца Иоанна, привязали его к снятой с петель двери и подвергли страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги архиепископа жгли огнем. О его мученической смерти возвестил страшный пожар на архиерейской даче.
Известие о кончине любимого пастыря распространилось с быстротой молнии. О нем скорбели не только православные – вся Латвия содрогнулась от жестокости содеянного.
В последний путь владыку Иоанна провожали сто тысяч человек – никогда еще в Риге не было столь многолюдных похорон. Люди разных национальностей и вероисповеданий объединились в своей искренней любви к архипастырю, сознавая величие его духовного подвига. 
В 2001 году Церковь причислила владыку Иоанна к лику святых. Нетленные мощи священномученика были перенесены в Рижский кафедральный собор, а спустя пять лет один из приделов храма был освящен в его честь.
Если вам придется побывать в Рижском кафедральном соборе, поклонитесь мощам мученика, пострадавшего за веру Христову.
Святый мучениче Иоанне, моли Бога о нас!


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе