В Чернигове все еще чувствуется святой дух Киевской Руси, и историю можно потрогать руками. На холмах среди частных домиков стоят тысячелетние соборы и монастыри, чудом сохранившиеся до наших дней в почти первозданном виде. Здесь молились праведные старцы и правили великие князья.
Дорога в древний град
Многие туристы и паломники приезжают в Чернигов из Киева на один-два дня. Большего в принципе и не потребуется – все святыни расположены буквально на одной линии, в шаговой доступности друг от друга. Добраться до города довольно просто – надо доехать на киевском метро до конечной станции красной ветки «Лесная» («Лiсова»), перейти через дорогу и сесть на одну из комфортабельных маршруток. Время в пути – 1,5 часа. Сразу после въезда в город перед путником открывается панорама всех городских храмов, от которой захватывает дух. Но не стоит торопить события – все по порядку.
Чтобы не заблудиться, лучше всего доехать до конечной остановки, которая находится на проспекте Победы у гостиницы «Украина». Отсюда по Стометровке, как местные называют этот отрезок проспекта Мира, дойти до Красной площади, где начинается историческая часть города.
От торга к детинцу
Как и в Москве, главная площадь вымощена брусчаткой, а обрамляют ее административные здания. Когда-то здесь был большой торг, в соседних кварталах селились мастеровые и ремесленники. Да и называлось место совсем иначе – Пятницким полем, по церкви Параскевы Пятницы – покровительницы торговли. Кстати, сам храм сохранился до наших дней – он находится в сквере сразу за драмтеатром. Церковь была возведена предположительно в XII–XIII веках известным зодчим Петром Милонегом. Однако ее первоначальный облик был навсегда утрачен – за время своего существования церковь много раз перестраивалась, а в 1941-м была практически полностью разрушена.
Стараниями известного архитектора Петра Барановского (благодаря ему до нас дошел Покровский собор на Васильевском спуске, Андроников монастырь и др.) церковь была восстановлена по подобию храмов той эпохи. Вернувшись на Красную площадь, нужно двигаться дальше в сторону исторического центра – детинца.
За валами древнего кремля
Чернигов считается одним из древнейших и крупнейших городов Киевской Руси. Археологи доказывают, что люди жили здесь очень давно, однако первое упоминание о городе на реке Десне относится к 907 году, когда Вещий Олег покорил племена северян, обитавших в этих краях.
Чернигов быстро рос и развивался – возводились городские стены, строились монастыри, расширялись торговые связи. Сегодня же о былой мощи древнего града напоминают лишь величественные храмы.
Граница территории детинца более чем условная – вот дорога, а вот и небольшой парк, именуемый в народе «Вал». Это, собственно, и есть городище. Пройдя по тропинке меж деревьев, гости попадают на главную площадь, где стоит сразу нескольких древних зданий. Первое из них – коллегиум, основанный в 1700 году. Это было первое высшее учебное заведение на Левобережной Украине. Первоначально в нем преподавали грамматику, иностранные языки, историю, философию и др. Потом размещалась духовная семинария, присутственные места, жилые помещения и, наконец, музей, который находится здесь по сей день.
Кремлевские соборы
Сразу за коллегиумом находится массивный Борисоглебский собор 1223 года постройки. С самого начала он задумывался как место погребения удельных князей, а также видных духовных особ – сегодня в нем покоятся мощи православных иерархов: архиепископа Лазаря Барановича, Амвросия Дубневича и Феофила Игнатовича. Правда, сам храм сейчас используется как музей – внутри можно осмотреть выставку, остатки фресок и результаты археологических раскопок.
Главным экспонатом считаются серебряные с позолотой царские врата – единственное, что осталось от барочного алтаря. Их вес – 56 килограммов, а сделаны они были в столице немецких ювелиров – городе Аугсбурге.
Но внимание паломников в первую очередь привлекает стоящий чуть далее Спасо-Преображенский собор. На протяжении 800 лет он был кафедральным храмом Черниговской епархии, центром общественной жизни города. К тому же это одна из древнейших церквей Киевской Руси, дошедшая до наших дней практически в первозданном виде – она была построена еще до возведения Софии Киевской. Правда, оригинальных росписей почти не сохранилось – современные были выполнены в начале XIX века. Сегодня в соборе проводятся ежедневные службы, горят свечи, а под спудом покоятся мощи святых блаженных митрополита Константина и князя Игоря («Слово о полку Игореве»).
Пушки с берега палят…
Двигаясь дальше, можно выйти на сам городской вал, откуда открывается вид на южную часть города. Внизу – речной порт, из него можно отправиться в небольшую прогулку на теплоходе. А справа по порядку – Екатерининская церковь, Елецкий и Троице-Ильинский монастыри. Здесь же находятся трофейные пушки, подаренные Петром I городу после Полтавского сражения.
Минуя Екатерининский храм, в котором сейчас обосновались раскольники из Киевского патриархата, отправляемся к Елецкому монастырю – одному из первых и богатейших на Руси. Идти туда неспешным шагом минут 10–15 по тихим узким улочкам. За воротами открывается странная картина – почти вся территория монастыря засажена деревьями. Это в какой-то степени оправдывает предание о появлении обители. Раньше здесь был дремучий еловый бор. Прогуливавшемуся по нему черниговскому князю на одной из ветвей явилась икона Богоматери, после чего правитель приказал построить тут храм. Первоначально он был деревянный, а примерно через сто лет появился и каменный Успенский собор, построенный по подобию одноименного в Киево-Печерской Лавре. Сегодня в храме находится чудотворная икона Богородицы «Неувядаемый цвет», которой приезжают поклониться тысячи паломников. Здесь же на территории стоит деревянный домик, в котором жил святой Феодосий Углицкий. В разные годы обитель разорялась, сжигалась и перестраивалась, а с 1623 до 1649 года здесь даже располагался иезуитский монастырь.
В сумраке пещерном
Покинув благостный монастырь, выходим из святых ворот налево и двигаемся вниз по улице и далее до площади с памятником защитникам Чернигова. Здесь надо подняться по гранитной лестнице к стеле с вечным огнем, а затем до верхней площадки. Это Болдина гора, в глубине которой находятся знаменитые Антониевы пещеры – здесь монашествовал святой преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской Лавры. Найти вход в подземелье довольно просто – он находится у Свято-Ильинской церкви, в которой доныне хранится чудотворная икона «Ильинская Богоматерь». Черниговские пещеры намного меньше киевских, но и праздных туристов тут практически не встретишь. До наших дней в подземельях сохранились кельи, переходы, костницы (захоронения) и три храма: святого Антония, Николы Святоши, святого Феодосия Тотемского – самый большой подземный храм в Украине. Здесь же хранится тысячелетний крест, к которому привязывали одержимых бесом и оставляли здесь в полной темноте. Стоит помнить, что температура здесь круглый год порядка 10 градусов, а вход открыт только до 16:00.
С высоты птичьего полета
Далее предстоит еще один подъем – к бывшему Ильинскому монастырю. Он знаменит Троицким кафедральным собором. В отличие от большинства древних храмов Чернигова он был построен только в XVII веке на средства гетмана Ивана Мазепы. Время не пожалело ни росписи, ни иконостаса, которые можно назвать современными. В подвале храма находится большая усыпальница, где со второй половины XVIII столетия хоронили черниговских архиереев. Здесь упокоены черниговские угодники святитель Феодосий Черниговский, преподобный Лаврентий, хранятся частицы мощей многих Печерских святых. В соборе ежедневно проходят службы, на которые собираются сотни прихожан и паломников. У выхода из обители находится 56-метровая колокольня, нее можно подняться, заплатив привратнице 2 гривны (примерно 8 рублей). Отсюда открывается потрясающий вид на весь город. В этом прекрасном месте можно завершить прогулку по древнему православному городу.
хии – http://www.orthodox.com.ua
В блокнот паломнику:
Если есть желание и возможность, советуем посетить и другие святыни в окрестностях Чернигова. Помолиться в Рождествено-Богородичном соборе города Козельца и приложиться в Георгиевском женском монастыре в селе Данеевка к иконе Богоматери «Аз есмь с вами и никто же на вы», которая была написана по заказу святого Иоанна Кронштадского и принадлежала преподобному Серафиму Вырицкому.
Федор Чистяков,
фото автора