Троице-Сергиева Лавра, занимая небольшую по площади территорию, является самой большой сокровищницей православных святынь России. Это чудотворные иконы, личные вещи святых, мощи многих угодников Божиих. Изучая лаврские святыни, можно изучать историю России…
Мало кто знает, что в Духовском храме покоятся мощи одного из самых ярких миссионеров за всю историю нашей страны – святителя Иннокентия (Вениаминова), которого называют апостолом Сибири и Америки.
Апостольский путь святителя начался в 1823 году, когда Иркутский епископ Михаил получил предписание направить толкового священника на Алеутские острова, входившие тогда в состав Российской империи. Однако никто из духовенства ехать в такую даль не хотел. Не проявил поначалу желания и священник отец Иоанн Вениаминов (будущий святитель Иннокентий). Но когда узнал «об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия», то сразу же решил: ехать! В его сердце, по признанию самого святителя, словно вошел помысл Божий – настолько велико было желание отправиться в путь, не мешкая.
Помехой этому решению не стала ни престарелая мать священника, ни его годовалый сын. Всё семейство выехало из Иркутска 7 мая 1823 года. Это был невероятно трудный путь. Сначала по реке Лене до Якутска, затем тысячу верст верхом на лошадях до приморского города Охотска. Дорога шла то узкими тропами через густые леса, то и вовсе по болоту. Порой путешественникам приходилось взбираться на крутую каменистую гору и, ежеминутно рискуя жизнью, двигаться по ее скользкой, покрытой снегом вершине.
После изнурительной дороги до Охотска предстояло ещё длительное морское путешествие. Спустя четырнадцать месяцев, в июле 1824 года, семейство отца Иоанна, наконец, прибыло в конечный пункт назначения – на остров Уналашка.
Первым делом отец Иоанн принялся за строительство храма. Мастеровой батюшка, знавший и плотницкое, и столярное дело, сразу же стал среди алеутов своим.
Отец Иоанн был замечательным проповедником. Его горячая вера и мудрые в своей простоте проповеди вызывали горячий отклик в сердцах слушателей. Помолиться вместе с батюшкой ещё вчерашние язычники считали для себя большой честью.
На Уналашке отец Иоанн пробыл десять лет. За это время он хорошо изучил быт и язык алеутов. Но дело просвещения осложнялось тем, что у жителей Алеутских островов не было письменности. Батюшка восполнил этот пробел, создав алеутский алфавит. Он перевел на язык аборигенов Катихизис, Евангелие и многие молитвы. Стал учить грамоте местных ребятишек.
Помимо Уналашки, отец Иоанн часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Бывал и в холод, и в непогоду, передвигаясь от острова к острову в утлой лодке туземцев.
Но все эти риски оправдывались с лихвой. Беседы с алеутами доставляли отцу Иоанну истинное наслаждение. По его словам, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова».
Иначе сложились отношения с аборигенами на острове Ситху, куда отец Иоанн был направлен в 1834 году. Здесь жили колоши, которые враждебно относились к русским. Отцу Иоанну помог случай. На острове началась эпидемия оспы, от которой умирали целыми семьями. Отцу Иоанну удалось убедить колошей в пользе вакцинации. Они перестали болеть, и лед между русскими и аборигенами стал понемногу таять.
…Повсюду, где проповедовал отец Иоанн, появлялись новые храмы, школы, больницы. Жизнь туземцев менялась к лучшему, менялось и их отношение к белым людям.
Успехи отца Иоанна были замечены Святейшим Синодом. В 1839 году батюшку возвели в сан протоиерея, а уже в следующем году, после смерти супруги и верной соратницы, отец Иоанн принял монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иркутского.
В 1840 году решением Святейшего Синода была основана новая епархия, куда, кроме Алеутских островов, вошла Якутия, Камчатка, Приамурье. По желанию императора Николая I её архиереем был назначен архимандрит Иннокентий (Вениаминов).
С этого времени круг обязанностей святителя Иннокентия стал ещё шире. Совершая поездки по своей огромной епархии (где по морю, а где на собаках), он открывал новые приходы, освящал храмы, проповедовал на родном для аборигенов языке.
Святитель с большим интересом изучал быт и нравы коренных народов Дальнего Востока, постоянно вел записи. Многолетние наблюдения легли в основу его научных трудов по географии, этнографии и языкознанию, которые получили мировую известность.
Святитель Иннокентий был большим патриотом России. Его вклад в освоении Дальнего Востока поистине неоценим. Именно он является основателем города Благовещенска и одним из авторов мирного договора с Китаем, в результате которого огромный Амурский край отошел Российской империи.
Сегодня Церковь празднует день памяти святителя Иннокентия (Венедиктова), митрополита Московского. Частички его мощей хранятся в Трапезном храме и в Успенском соборе Лавры.
Святитель Христов Иннокентий, моли Бога о нас!