Храмы часто появлялись в кадрах советских фильмов. А порой имели прямое отношение и к самому кинопроизводству. Так, две знаменитые церкви в Москве непосредственно связаны с созданием любимых всеми мультфильмов.
Роковая сберкасса
Именно в двух этих храмах разместилась созданная в 1936 году знаменитая киностудия «Союзмультфильм». Судьбы этих храмов очень драматичны и, несмотря на схожесть, различны.
В канун Нового года герой фильма Эльдара Рязанова и Федора Хитрука «Зигзаг удачи» фотограф Орешников (актер Евгений Леонов), мечтая о фотоаппарате, берет деньги из кассы взаимопомощи и приобретает на них облигацию. Облигация потом выигрывает крупную сумму денег, и это становится источником множества недоразумений.
Почему мы сегодня вспомнили эту старую комедию? Потому что здание сберкассы, где Орешников покупает облигацию, находится неподалеку от храма, и этот храм несколько раз появляется в фильме. И хотя его действие разворачивается в неназванном провинциальном городе, съемки проходили в самом центре Москвы. А церковь, которую мы видим на экране, стоит совсем рядом с Арбатом. Она и дала название Спасопесковскому переулку.
Храм Спаса на Песках
Уже в XVII веке здесь, в одной из стрелецких слобод, существовали кладбище и деревянная церковь. А вскоре зажиточные стрельцы построили на ее месте пятиглавый бесстолпный каменный храм с тремя апсидами, большой трапезной и колокольней. На долю храма выпало немало испытаний. Он пострадал в пожарах 1752 и 1812 годов – в последнем обгорела кровля, были осквернены и сломаны святые престолы, расхищена богослужебная утварь. И каждый раз его отстраивали заново.
О том, как выглядел храм Спаса Преображения Господня на Песках в конце XIX века, мы можем судить по знаменитой картине В. Поленова «Московский дворик». Художник в то время жил неподалеку. Вот как он описывает историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
После октябрьского переворота 1917 года наступили времена гонения на церковь. В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все драгоценные предметы – сосуды, ризы, кресты…
Последний настоятель-новомученик
Были арестованы сменявшие друг друга настоятели – отец Сергий Успенский и отец Владимир Богданов. С 1925-го в храме служил приехавший из Ялты отец Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова.
Московские прихожане полюбили известного священника и проповедника. Когда в начале 30-х годов он погиб, с ним прощалась вся православная Москва: во время похорон Арбат был запружен народом.
Последним настоятелем храма был отец Сергий Успенский (младший) Вскоре после закрытия церкви он был арестован, а в 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Храм Спаса на Песках был опустошен, многие его святыни расхищены или разрушены. В 60-е годы XX века фасад церкви отреставрировали, но в ее перестроенных и разгороженных помещениях продолжали располагаться различные организации.
В былом великолепии
Почти сорок лет, с 1956 года, здесь работало кукольное объединение «Союзмультфильма». И только в 1991 году решением московского правительства храм был возвращен Патриархии. В его восстановлении принимали участие как простые москвичи – своими пожертвованиями, так и самые разные организации. Федеральная служба безопасности при посредничестве Государственной Третьяковской галереи передала храму около ста икон, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко – десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.
Десять лет над росписью трудились иконописцы, резчики и позолотчики. И теперь храм вновь предстает перед нами во всем своем великолепии. А вот сфотографировать его в том же ракурсе, в котором он был снят в фильме «Зигзаг удачи», не удастся. За полвека, прошедшие со времени съемок, деревья в сквере перед храмом выросли и заслонили его от взоров прохожих.
Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе
«Союзмультфильм» – крупнейшая в СССР студия анимационного кино. Здесь работали режиссеры, прославившие советскую анимацию во всем мире, в том числе и Ф.С. Хитрук, один из постановщиков фильма «Зигзаг удачи». И не вина кинематографистов, что волею властей под студию пришлось приспосабливать церковное здание. Это, кстати, создало немало неудобств и им самим: помещение во многом напоминает запутанный лабиринт со множеством лесенок, коридорчиков и тупичков.
Если, проезжая по Долгоруковской улице мимо «Союзмультфильма», заглянуть за его желтый фасад, взору откроются красивая красная кирпичная колокольня и примыкающее к ней церковное здание. Вернее, его часть. Потому что место второй части занимает пятиэтажный прямоугольник студии.
Первое упоминание о деревянной церкви «Николы под вязками» относится к 1625 году. Новая слобода в то время располагалась за чертой Москвы – на дороге, ведущей в Дмитров. В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм, а спустя полвека – колокольня. Не та, которую мы видим сегодня, – ее возвели позже. В храме был устроен высокий четырехъярусный иконостас, а главный престол освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Запечатлен Суриковым
В лучшие годы храм мог вмещать до четырех тысяч молящихся. Интересно, что эта церковь, так же как и храм Спаса Преображения на Песках, была запечатлена живописцем. Ее фрагмент мы можем увидеть на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Времена изменились. К власти пришли большевики и первым делом из храма изъяли свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Но богослужения продолжались. В 1929 году храм пытались закрыть, о чем отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Годом позже ее хотели и вовсе снести, но она устояла. Перед войной Никольский храм все же был закрыт и приспособлен для конторских нужд строительного треста. Тогда же в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей, позднее переименованный в Центральный музей истории религии и атеизма. И, наконец, в 1944 году помещение музея передается Комитету кинематографии для киностудии «Союзмультфильм», которая и располагается здесь с 1946 года.
Повороты истории
Задумываясь о судьбе этого и многих других храмов, поневоле задаешься вопросом: что здесь совершалось по воле людей, что – по случаю, а что – по Промыслу Божию.
В результате роковых исторических поворотов храм Николая Чудотворца в Новой Слободе все же уцелел и не был разрушен. Но он пока не может быть и восстановлен: в начале 2000-х годов оба здания – и церковное, и «студийное», признаны имеющими культурную ценность, и теперь они существуют вместе, как сиамские близнецы.
В 1993 году зарегистрировали общину храма Святителя Николая Чудотворца, но помещения у нее не было и по праздникам приходилось вести молебны у стен оскверненной церкви. К счастью, двухэтажный дом причта по соседству не был снесен, и в конце 2007 года его передали общине. Таким образом, храм возродился в собственном, хотя и не очень приспособленном для этого здании.
С 1937 по 1947 год в храме, превращенном в музей, хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перенесенные сюда из Страстного монастыря, предназначенного под снос. А в 2011 году указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм Святителя Николая в Новой Слободе передается на попечение и возобновление в нем богослужений Синодальному Миссионерскому отделу РПЦ, а его настоятелем назначается высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский. Вот такие зигзаги судьбы.
Борис Пинский