Именно здесь было положено начало «Программе-200». В апреле 2011 года Святейший Патриарх Кирилл вместе с мэром Москвы заложили камень в фундамент первого из двухсот храмов, которые уже в ближайшем будущем изменят облик столицы.
Общая беда
Среди строящихся и уже построенных храмов «первый из двухсот» стоит особняком. Он олицетворяет собой память о самом трагичном событии в современной истории России – теракте в Театральном центре, унесшем жизни 130 человек.
В отличие от других районов Москвы Дубровка известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Десять лет назад, узнав о захвате Театрального центра, мы ежесекундно ждали новостей, болея сердцем за каждого из 920 заложников. Беда объединила всех: православных и мусульман, «высоких» чиновников и простых исполнителей, народных артистов и обычных москвичей. Никогда раньше нам не приходилось сталкиваться со злом такого масштаба.
В то время как захваченные в Театральном центре надеялись на чудо, а спецподразделения готовили операцию по спасению, церковь молилась о милосердии и небесной помощи невинным людям перед лицом смертельной опасности. Освобождение заложников состоялось 26 октября – в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Именно поэтому временный деревянный храм на Дубровке, примыкающий к строительной площадке, был освящен в честь этой иконы.
Далекие-близкие страны
Всего год назад началось строительство храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, и церковная община, формирующаяся в его стенах, пребывает пока в младенческом возрасте. Но настоятеля храма протоиерея Владимира Макеева это не смущает. Ему уже приходилось создавать церковный приход с «чистого листа», причем далеко за океаном, в Австралии, куда молодого батюшку направили с миссионерской целью – нести свет Православия людям, волей обстоятельств оторванным от Родины, и всем иноплеменникам, жаждущим этого света.
– У нашего храма та же просветительская задача, – говорит отец Владимир, – помочь каждому прихожанину осознать свою причастность к тому великому духовному наследию, которое несет в себе православная культура, заложенная в нас на генетическом уровне.
Было же время, когда о нашей стране говорили «святая Русь». Тогда не сносили, а строили храмы, не оставляли свою веру «про запас», на всякий случай, а укрепляли ее каждодневной молитвой. Надо, чтобы к людям вернулось их православное самосознание, пробудилась их генетическая память.
И милосердие, и сострадание – в крови русского человека, но свои лучшие качества мы проявляем, как правило, только тогда, когда приходит большая беда. Так было и с Дубровкой, и с Крымском.
Но нельзя жить по законам Православия от случая к случаю, они должны стать нормой жизни для каждого человека, надеющегося обрести Царство Божие. Просвещать умы и души прихожан, сбившихся с пути возвращать в русло духовной жизни – вот для чего строится наш замечательный храм. Надеюсь, сюда рано или поздно придут и пока далекие от церкви люди, которые c Божией помощью откроют для себя бесконечно светлый мир Православия и впервые вкусят молитвенную радость.
Аз, буки, веди…
И как бы мы все смогли вкусить эту радость, если бы не миссионерский подвиг святых Мефодия и Кирилла? Они дали нам язык молитвы, открыли мудрость Евангелия, позволили постичь смысл богослужебных книг. Составив в 863 году славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий стали родоначальниками нашей письменности и культуры.
Еще будучи ребенком, младший из братьев Константин (в монашестве Кирилл) прослыл человеком выдающихся способней, как сейчас сказали бы – вундеркиндом. Он учился вместе с малолетним византийским императором Михаилом III у лучших учителей Константинополя и постиг все науки своего времени, в совершенстве знал многие языки. За ум и выдающиеся познания получил прозвание Философ, что значит мудрый.
Закончив обучение, Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки в храме Святой Софии. Однако вскоре покинул столицу и удалился в один из монастырей, на гору Олимп, где подвизался в иночестве его старший брат Мефодий. В монастыре было много иноков-славян из соседних стран, и Константин стал изучать славянские языки. А через некоторое время император повелел братьям идти к хазарам и славянам и проповедовать евангельское учение на понятном им языке.
«Ум, слово и дух в человеке – отображение образа Троицы», – учили святые Мефодий и Кирилл более тысячи лет назад. Осознал ли эту истину человек за столь длительное время? Как мы распоряжаемся своим умом, что сеем своими словами и насколько жива наша душа? Если в нас нет гармонии, значит, в нас порушено отображение образа Троицы. Зачастую именно это ощущение внутреннего непорядка, который всегда сказывается на бытовой и личной жизни человека, заставляет его искать дорогу к храму.
По кирпичику всем миром
Дорогу к храму святых Мефодия и Кирилла найти просто – улица Мельникова, владение 7, на площади перед Театральным центром. Девятиглавый собор из красного кирпича, вознесший крест на высоту тридцати двух метров, виден издалека, но пока обнесен забором. Стройка не закончена.
– Впереди еще много работ по внутренней отделке церкви и ее благоукрашению, – рассказывает отец Владимир. – Наш собор будет вмещать более 500 человек. Он один из самых больших в «Программе-200», его строительство оценивается в 250–270 миллионов рублей. Но трудности в том, что в возведении храма не участвуют крупные инвесторы. Предприниматель Юрий Шеляпин профинансировал строительство нулевого цикла. И это все. Основные пожертвования – от частных и в основном небогатых лиц, которым мы безмерно благодарны и о которых будем возносить молитвы в стенах нового храма. Хотя эти суммы не могут покрыть всех расходов, мы не отчаиваемся. Храм, как и было на Руси, строится всем миром, и самое активное участие в сборе средств принимают глава Южно-Портовой управы Андрей Крысанов, префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов, а также заместитель префекта по строительству Александр Скороспелов. В прессе часто ругают чиновников, а я хочу выразить огромную благодарность этим людям: невозможно переоценить их помощь в возведении нашего храма.
По ком звонит колокол
В октябре прошлого года у храма святых Мефодия и Кирилла появился свой «голос» – под главным куполом был установлен колокол весом 200 килограммов, отлитый на колокололитейном заводе Николая Шувалова в г. Тутаеве.
26 октября, в день 10-й годовщины трагических событий на Дубровке, был совершен чин его освящения. С тех пор каждое богослужение во временном деревянном храме начинается с благовеста. И каждое воскресенье здесь служится панихида по жертвам «Норд-Оста».
– Земля скорби должна быть освящена богослужениями, – утверждает отец Владимир. – Это будет лучшей памятью невинно убиенным.
На здании Театрального центра установлена памятная доска с именами всех погибших, у которой всегда горят свечи и лежат живые цветы. А когда звонит колокол, душу наполняют скорбь и светлая радость. В такие минуты понимаешь: здесь и сейчас земное соединяется с небесным.
…Колокол звонит. Звонит на всю округу. Его невозможно не услышать…
Людмила Николаева,
фото Олега Серебрянского