Этот маленький городок недалеко от Чебоксар, названный в честь святых целителей-бессребреников, может очаровать любого путешественника. Его украшают возрождающиеся храмы, купеческие особняки с уникальной резьбой и четыре удивительных музея.
Козьмодемьянск – центр Горномарийского района республики Марий Эл. Город очень живописен – стоит на высоком берегу и с трех сторон омывается Волгой, так что из Москвы сюда можно доплыть на теплоходе. Он был основан в 1583 году по указу Ивана Грозного как военная крепость для обороны южных границ русского государства и до 1913 года был чисто русским городом – русские составляли более 99% населения. В остроге когда-то располагалось стрелецкое войско.
В 1696 году козьмодемьянские стрельцы участвовали в Азовских походах Петра I. По возвращении на родину они поставили часовню, которая ныне носит название Стрелецкой и служит одной из главных достопримечательностей города.
На главной улице России
Стоя на излучине Волги – «главной улицы России», – Козьмодемьянск испокон веку находился на пересечении главных дорог государства, что способствовало развитию торговли и ремесел. Наивысшего расцвета город достиг в XIX – начале XX веков. Во время навигации здесь шумела крупнейшая лесная ярмарка – вторая по значимости после Архангельской. Здесь первыми в Марийском крае открыли земскую больницу, городской общественный банк, общественную библиотеку, типографию, женскую и мужскую гимназии. Но главным украшением города были храмы.
Семь церквей, одна краше другой, устремляли к небу свои золоченые маковки: Богоявленская и Тихвинская, Успенская и Свято-Троицкая, Смоленский собор, Свято-Троицкий женский монастырь, а также Преображенская старообрядческая церковь.
Можно только представить себе, какая дивная красота открывалась путешественнику с Волги! Расположенный на правом, высоком берегу реки, город словно карабкается вверх по крутым волжским склонам, цепляясь за них своими кривыми улочками, рассыпая тут и там крохотные домишки с узорчатыми окнами. Летом Козьмодемьянск утопает в зелени, весной он окутан туманом цветущих садов, осенью его укрывает пестрое покрывало из желтеющих листьев – и над всей этой красотой парят церковные купола.
Под покровом Богоматери
Козьмодемьянские храмы стояли тесно – в пяти–десяти минутах ходьбы один от другого. Первой шла Тихвинская церковь, затем – Старообрядческая и Смоленский собор, дальше – ближе к берегу Волги – Успенская – это был уже центр города, именно здесь в 1798 году молился государь Павел I – единственный глава государства, посетивший Козьмодемьянск за всю его историю. Богоявленская церковь стояла у подножия горы, а наверху красовались своими куполами Свято-Троицкая церковь и монастырь. Кроме того, напротив Успенской церкви стояла каменная часовня (сохранилась и по сей день), выстроенная в 1883 году во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в память трехсотлетия Козьмодемьянска и коронования государя императора Александра III.
В 1898 году посетивший город архиепископ Казанский и Свияжский преосвященнейший Арсений отметил, что Козьмодемьянск находится под особым покровом Богоматери: «Этот соборный храм – во имя Смоленской иконы Божией Матери, там – во имя Тихвинской иконы Божией Матери, там – во имя Успения Божией Матери. Поистине все почти храмы города и приходы находятся под сенью Владычицы…»
Собор спасли краеведы
И все же не смог город уберечь своей красоты. В начале двадцатых годов был закрыт Свято-Троицкий женский монастырь. Храм полностью разрушили уже в послевоенное время, а камни его легли в стены здания пожарной части. В тридцатые годы также полностью уничтожили Богоявленскую и Успенскую церкви. В Тихвинской церкви разместился пивоваренный завод. Свято-Троицкий храм закрыли в 1938 году; во время Великой Отечественной войны здесь находился детский дом для эвакуированных, а затем и библиотека, и конный двор, и, наконец, жилой дом.
Из всех храмов лучшая участь досталась Смоленскому собору. Несмотря на то что он был закрыт для верующих, все купола снесли, а роспись на сводах замазали краской, само здание чудом сохранилось. В начале тридцатых здесь разместился краеведческий музей – это и спасло главную с тех пор архитектурную гордость Козьмодемьянска.
Духовные пристани
Когда город остался без единогодействующего православного храма, миссию духовного окормления верующих взяли на себя два храма вблизи Козьмодемьянска: церковь Владимирской Божией Матери села Владимирское и церковь св. Иоанна Предтечи в селе Коротни.
Владимирское расположено в семи верстах от Козьмодемьянска, также на крутом волжском берегу. Старейшая в республике церковь отметит в следующем году свой 300-летний юбилей. Здесь хранятся две чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, принесенные еще козьмодемьянскими стрельцами. Одну из них каждый год проносят во главе крестного хода по окрестным храмам с обязательным заходом в Козьмодемьянск.
Село Коротни находится на другом берегу Волги, добираться туда нужно на паромной переправе. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1828 году. Тридцать лет назад, когда Коротни оказались в зоне затопления Чебоксарского водохранилища, Московская Патриархия выделила какие-то немыслимые по тем временам средства, чтобы обнести территорию села бетонной дамбой, и храм был спасен.
И вновь зазвучала молитва
В конце восьмидесятых в духовной жизни города открылась новая страница. Первой стали возрождать Свято-Троицкую церковь, одну из старейших в городе. Шаг за шагом – и вот вновь засверкали на солнце церковные главы, вновь зазвучал на восстановленной колокольне могучий колокол.
А затем началась и реставрация Смоленского собора. Роспись на плафоне собора восстановили козьмодемьянские художники еще в конце семидесятых – теперь пришел черед и церковных куполов. 1 августа 1998 года в храме прошло первое за семьдесят лет богослужение. Спустя еще шесть лет, 15 октября 2004 года, на новую звонницу подняли купол с крестом и два заново отлитых колокола.
В 2000-м была восстановлена Преображенская старообрядческая церковь. В 2011 году получено благословение архиепископа Марийского и Йошкар-Олинского Иоанна на возрождение храма Тихвинской иконы Божией Матери, и вскоре здесь начались восстановительные работы. Каждую субботу сюда приходят православные верующие – и в основном молодежь! – чтобы потрудиться на благо родного города и во славу Божию.
Олег Морозюк