Более 1000 километров пути до Архангельска, столицы Поморья, поэтому лучший вариант – два часа на самолете. В самом городе большая часть архитектурных памятников и храмов была уничтожена в период советской власти. Но отсюда можно съездить к Новодвинской крепости в поселок Конвейер на острове Линский Прилук. Ее бастионы ни разу не участвовали в сражении и сохранились до наших дней практически в первозданном виде. Это первый в России форт голландского типа, заложенный в 1701 году. Петропавловская крепость появилась позже.
Из Архангельска можно отправиться в Заостровье, село Рикасово, где сохранился уникальный церковный ансамбль. Он состоит из деревянного Покровского храма, построенного в 1688 году, и церкви Сретения Господня, действовавшей на протяжении всего советского времени. В годы лихолетья сюда свозили древние иконы и святыни из уничтоженных приходов.
Дальше наш путь лежит в Северодвинск, некогда главные морские ворота России. От былого значения порта, где останавливались западные посольства по пути в Москву, не осталось и следа. На его месте теперь находятся цеха Севмаша, там производят атомные подводные лодки. Среди серых коробок предприятия высится белый храм с голубыми куполами – это бывший собор Николо-Корельского монастыря, в советские годы приспособленный для бытовых нужд предприятия. В 1990-е годы храм был возрожден как приходской, однако режимное предприятие постоянно меняет условия доступа к святыне.
Великий помор
Немного в стороне от московской трассы, близ поселка Кулига, находится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Добираться сюда своим ходом от Архангельска лучше в выходной день, когда в эти края устремляются сотни паломников и можно от трассы поймать попутку. Издавна Сийский монастырь был крупным просветительским центром. Монахи переписывали, а затем и перепечатывали древние книги. Местная библиотека была одной из самых больших на Русском Севере, а в ризнице хранились настоящие сокровища. В годы советской власти обитель превратили в пионерлагерь, но сегодня монастырская жизнь постепенно возрождается. Кстати, во время своего путешествия в Москву тут останавливался юный Ломоносов. К нему-то мы и отправимся дальше.
От монастыря вернемся немного в сторону Архангельска и на перекрестке повернем направо – к Холмогорам. Когда-то это был центр всего Русского Севера, и даже Архангельск первоначально назывался Ново-Холмогоры. От былого величия ничего не осталось, кроме кафедрального Спасо-Преображенского собора конца XVIII века. Огромный храм, разоренный в годы лихолетья, немного странно выглядит на фоне изб и бараков. Поблизости находится и то место, где родился и вырос великий русский просветитель, коренной помор Михайло Ломоносов.
На родине Иоанна Кронштадтского
Один из самых заповедных уголков Поморья – Пинежье, затерянное в еловых борах и болотах. Добраться до города Карпогоры можно только на поезде – с переправами в тех краях сложно. Видимо, поэтому здесь сохранилась атмосфера XIX века: огромные трехэтажные избы, амбары, деревянные храмы, а главное – люди, не испорченные цивилизацией.
Путешествие стоит начать с верхнего течения реки Пинеги, с села Сура. В новгородских летописях оно упоминается с 1137 года. Именно здесь в 1829 году родился Иван Сергиев, будущий отец Иоанн, один из самых почитаемых духовных пастырей России. Люди со всей страны приходили к нему на исповедь и жертвовали деньги, которые он раздавал нищим или направлял на благотворительность. В родной Суре отец Иоанн основал монастырь, от которого до наших дней дошли руины собора и здание училища.
По соседству расположен музей, созданный местной православной общиной, а также Никольский храм, ныне действующий, и чудотворный источник.
К отроку Артемию
Дальше едем в сторону Карпогор и сворачиваем налево к деревне Веркола. Это родина одного из самых известных писателей-«деревенщиков» – Федора Абрамова. Похоронен писатель в родном селе, в его доме теперь музей.
На противоположном берегу Пинеги находится Артемиево-Веркольский монастырь. Небесным покровителем обители стал отрок Артемий, убитый ударом молнии в чистом поле. Его мощи оказались нетленными и чудотворными.
Раньше добраться сюда из Архангельска можно было только после долгого плавания на корабле, но и в XXI веке путь сюда лежит неблизкий. Несмотря на это, сюда всегда приезжали монахи, трудники и паломники со всей страны. Потрясающие пейзажи Пинежья, тихая размеренная жизнь, удивительно добрые люди – разве не повод проделать длинный путь?
Могила во дворе
Перед переправой через реку Мезень стоит древнее село Кимжа. Оно сохранило в первозданном виде свою традиционную планировку: крестьянские поморские дома, ветряные мельницы, деревянные обетные кресты... Правда, Одигитриевский храм, благодаря которому село стало знаменито на весь мир, сейчас находится на длительной реставрации. Местные жители были язычниками вплоть до XVI века. Раньше здесь хоронили не на кладбище, а на земельном наделе умершего, наивно полагая, что он будет охранять территорию. Поэтому не удивляйтесь, если увидите могилу во дворе жилого дома.
Молитва отроку Артемию Веркольскому
Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Следующая наша точка – деревня Лампожня, одна из самых старых на Мезене. Во время половодья – с апреля по июнь она оказывается на острове посреди реки. До начала XX века здесь были два храма и уникальная застройка, почти как в Кимже, однако из-за неосторожности мальчишек все село сгорело. Местные жители организовали музей первого российского чемпиона Олимпийских игр и «Короля лыж» Владимира Кузина, который родился и вырос здесь.
Мосты в этих краях строят крайне редко, самый популярный способ перебраться на другую сторону – паром. Зато зимой поверхность воды покрывается толстой коркой льда, по которой налаживают переправы. В это время и нужно путешествовать по Северу.
Дальше только тундра
Мезенский край – последнее место массового расселения русских на Европейском Севере. Дальше – только тундра, заселенная ненцами. Хотя формально это – пограничная зона, но туристов тут никто не просит показать пропуск. Смотреть в самом городе особо нечего, кроме краеведческого музея и деревянного собора Богоявления Господня, переоборудованного в советские годы в кинотеатр «Полярный». Ныне храм возвращен верующим. Здесь служит единственный на весь район священник – иерей Алексий Жаровов. Неподалеку, в поселке Погорелец, еще один действующий мезенский храм, деревянная церковь Иоанна Предтечи, выстроенная в 1898 году.
Это оптимальный маршрут для одно-двухнедельного путешествия, которое может совершить каждый, вне зависимости от достатка. Нет транспорта – местные с охотой и бесплатно подвезут, негде спать – приютят и накормят. Главное, помнить, что на Русском Севере все еще живут добрые люди.
Молитва Иоанну Кронштадтскому
Отче Иоанне досточудне! Ты добродетельми многими к Богу приблизился еси и дарований духовных от Него сподобился еси: недуги врачевати, страсти прогоняти и скорби утоляти. Тем же смиренно молим тя: подаждь недугом нашим исцеление и страстем врачевание, находящия же на нас скорби утоли и радость духовную в сердца наша всели. И помози нам подражательми быти святаго твоего жития и всех благих твоих деяний, яко да сподобимся с тобою наследия Царствия Небеснаго. Аминь.
В блокнот паломнику:
Самая экономичная поездка по Северу – зимой. Не надо платить за переправы – лед бесплатный. Да и многие дороги действуют только в холодное время года.
Машины на Пинегу и Мезень отправляются от городского автовокзала Архангельска.
В 1999 году в Суре был основан Музей святого праведного Иоанна Кронштадтского. В настоящее время он передан епархии. Музей открыт для посещений. Раз в год здесь проходят Малые Иоанновские чтения.
Федор Дядичев, фото автора