Настоятель прихода из Кении пересек экватор и еще полмира, чтобы в числе первых африканских православных увидеть нашу страну.
Еще несколько лет назад я не мог даже предположить, что когда-то смогу побывать в великой православной стране – России. На Африканском континенте мы мало знаем об этой стране. Единицы из нас, православных кенийцев, смогли пересечь экватор и еще полмира, чтобы своими глазами увидеть Русскую землю и живущих на ней людей. И одним из первых таких путешественников довелось стать мне, настоятелю скромного прихода святого Антония Великого в Центральной Кении, директору Православной общеобразовательной школы в селении Ишамара.
Там, за горизонтом…
Двадцать первый век, наверное, останется в истории временем, когда границы между людьми, живущими в разных уголках мира, начали таять на глазах. И все благодаря такому изобретению человеческой мысли, как Интернет. С его помощью я общаюсь с православными братьями – священниками и мирянами со всей планеты. Греки, русские, американцы, азиаты и африканцы – все мы поздравляем друг друга с праздниками, делимся своими радостями и печалями.
…В один прекрасный день информация о школе, которую я возглавляю, попала через Интернет и в Россию. Нашлись люди, которых очень заинтересовала наша работа – проповедь православной веры в Кении. Они узнали о нуждах моего прихода и решили не только поддержать нашу миссию, но и расширить горизонты россиян.
Я уже не помню, кто первым предложил организовать приезд африканского священника в Россию. И вот, исполнив все необходимые формальности, связанные с получением визы, я уже сижу в самолете, который доставит меня в далекую Россию.
Про тепло и холод
Мы в Кении плохо понимаем, чем зима отличается от лета. Жители Африки относятся к той половине человечества, которая никогда не видела снега. Мне в этом отношении повезло – я получил богословское образование в Румынии, где зима от лета отличается. Я видел снег и примерно представляю, что такое лед.
Однако первый же выход из аэропорта Москвы на улицу показал, что мои кепка с козырьком, самая теплая африканская куртка и легкие туфли в этой стране не понадобятся. Благо, мои друзья уже встречали меня с теплыми вещами и настоящей вязаной шапкой.
Впрочем, оказалось, что в России зимой можно жить даже теплолюбивому африканцу: все жилые дома и учреждения хорошо отапливаются, специальные печки есть даже в автомобилях!
Монастырская молитва
Сретенский мужской монастырь расположен в самом центре Москвы. Должен сказать, что автомобильные пробки в этом районе ничуть не меньше, чем в Найроби – столице Кении. Среди этого транспортного коллапса монастырь выглядит островком молитвы и тишины. Шум машин не проникает за эти стены.
Ранним утром я попал на братскую молитву в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери и сподобился сослужить Божественную литургию с наместником обители архимандритом Тихоном и братией монастыря.
Православие в Кении стало развиваться совсем недавно – в середине прошлого века. Наши приходы очень активны, у нас около 600 священников, но совсем нет монастырей.
Трудно объяснить, какое впечатление произвело на меня монастырское пение. Говорят, что красота православного богослужения в свое время сыграла решающую роль в выборе веры святым князем Владимиром. Думаю, сегодня многие кенийцы, едва услышав православное русское пение, решили бы креститься – настолько оно прекрасно и мелодично. Здесь же, в храме, покоятся мощи священномученика Илариона – одного из святых, пострадавших в годы гонений на православную веру. Перед мощами этого святого я молился, чтобы Православие в Кении могло развиваться и чтобы мы не были гонимы в своей стране. Я молился за свой приход, за учеников нашей школы и за всех жителей огромной страны по имени Россия.
Санкт-Петербург
В России очень много разных поездов. Это и трамваи, которые ездят по улицам, и подземный транспорт – метро, и настоящие поезда, которые едут ночью: пассажирам здесь дают чистое постельное белье, а по утрам разносят чай или кофе. На таком поезде ранним утром я прибыл в прекрасный русский город Санкт-Петербург. Целью моего приезда сюда стало участие в православной выставке-ярмарке.
Очень интересное мероприятие эта ярмарка! Тысячи людей приходят сюда, чтобы пообщаться, помолиться, приобрести товары из разных мест: монастырей, фермерских хозяйств. Здесь, перед древней иконой Святителя Николая Чудотворца, сегодня впервые в истории этого города совершается молебен Святителю Николаю на языке суахили.
В Кении существует более сорока различных языков. Каждое племя говорит на своем. Межплеменной язык общения – суахили, а государственный – английский. Преподавание в школе также ведется на английском языке.
Мне очень просто общаться с людьми в России. Многие понимают по-английски. Организаторы выставки выделили специальное место для рассказа о моем приходе и школе. Несколько часов подряд я стою и просто общаюсь с людьми, а они все подходят и подходят: пожилые и молодые, журналисты и просто интересующиеся. Меня очень тронуло то, как русские люди приветствуют священника. Они складывают руки специальным образом и, получив благословение батюшки, целуют его руку. Один мужчина, взяв у меня благословение, сказал, что, наверное, плохо относился бы ко мне, чернокожему человеку, не будь я священнослужителем. Я ответил, что, как ни странно, понимаю его.
В Африке, где белые люди веками порабощали местное население, отношение к белому цвету кожи не всегда было хорошим. Парадоксально, но именно благодаря этому на нашу землю пришла православная вера. Мои предки желали верить во Христа, но не хотели быть связанными с западным христианством, которое ассоциируется с колонизаторами.
Но, как мы знаем, во Христе нет национальностей, рас и границ. Я особенно ощутил это здесь, встречаясь с православными людьми на выставке.
Хлеб для людей
Главное сокровище любой страны – это ее люди. Мне очень приятно видеть в России такое множество православных людей. Меня много спрашивали о том, как живут православные в Кении. Но чаще всего люди спрашивают, как я пришел к вере.
…Я был тогда ребенком, и в нашей деревне действовал православный храм. Я впервые переступил порог церкви не только из любопытства. Дело в том, что в храме после воскресной службы принято раздавать кусочки освященного хлеба – антидор, и для меня тогда это была единственная возможность поесть хлеба: дома мы не могли себе этого позволить.
Мне было странно видеть в России людей, которые оставляют на тарелке еду, заказанную в ресторане. Я даже просил своих друзей ничего не оставлять на тарелках. Мне сказали, что в советское время любили говорить, что дети в Африке голодают. Но это действительно так. И одним таким ребенком был я.
Дом, милый дом
Чтобы описать хотя бы десятую часть того, что происходило со мной во время паломничества в Россию, потребуются годы. В какой-то момент я понял, что начинаю путать своих многочисленных знакомых друг с другом и с трудом произношу сложные русские имена. В то же время русское богослужение становилось все более понятным. Я выучил некоторые слова и даже мог, благословляя человека, сказать по-русски: «Бог благословит». Все были очень добры ко мне.
После моей поездки в Россию жизнь нашего прихода очень изменилась. На деньги, собранные моими друзьями, мне удалось провести электрификацию школы, сделать ремонт во всех классах и начать строительство кабинета химии. Вдохновленные моим рассказом, некоторые россияне открыли для себя Кению в прямом смысле: я все чаще принимаю в своем приходе гостей из России. Все мои прихожане получили нательные крестики. Наконец в моем храме появились настоящие иконы, написанные специально для нас в Санкт-Петербурге.
Я благодарен Богу за то, что он дал мне шанс увидеть эту страну – огромную, холодную, и ее людей – с жаркими и любящими сердцами.
Пусть Господь хранит Россию, с которой нас, православных кенийцев, объединяет общая вера.
Священник Филипп Гатари,
перевод с английского — Денис Маханько,
фото Екатерины Степановой, Артемия Кострова