Калиниград – это особая страница в биографии Предстоятеля Русской Православной Церкви, который и после избрания на Московский Патриарший престол остается правящим архиереем Калининградской епархии.
– Я хорошо помню, как первый раз приехал в этот город. Я вышел из поезда на железнодорожном вокзале, и меня тут же обступили люди. До того момента калининградцы никогда в жизни не видели священника в рясе. Какой-то дяденька даже пытался дернуть меня за бороду – не верил, что она настоящая.
Кирха или храм?
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Калининграде заметно отличается от cвоих православных собратьев: кирпичная кладка, строгие рубленые формы. Ни резьбы, ни росписи... Ничего удивительного – ведь это бывшая лютеранская кирха Святой Троицы, построенная в начале прошлого века.
До апреля 1945 года этот край в самом центре Европы был Восточной Пруссией, где жили католики и лютеране, а после победы над фашизмом он стал частью нашей страны. Однако первые православные храмы стали открываться здесь лишь в конце 80-х – начале 90-х годов. Чтобы не строить для них новые здания, решили воспользоваться уже готовыми – бывшими кирхами и костелами, которые в годы советской власти были превращены в дома культуры, спортивные залы или складские помещения.
«Цветы» из плесени
Кирхе Святой Троицы повезло еще меньше – она стала местом, куда сбрасывали промышленные отходы. Предприятие с чисто советским названием «Рыбтехцентр» завалило ее шлаком из заводской котельной и практически полностью разрушило. Из-за отсутствия отопления стены промерзли настолько, что кладка во многих местах дала глубокие трещины, всюду струилась вода. Там, где раньше радовала глаз настенная роспись, плела свои замысловатые узоры плесень. А в проеме окон вместо радуги витражей, словно гнойное бельмо, «красовалась» кладка из силиконовых кирпичей.
В 1990 году кирха по просьбе православных верующих была передана Русской Православной Церкви и зарегистрирована как приход Покрова Пресвятой Богородицы. 19 мая митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и всея Руси) совершил его малое освящение. С этого момента начинается новая страница в истории попранной святыни.
Война местного значения
В бывшей кирхе стали потихоньку наводить порядок. Но серьезные строительные работы начались только с приходом молодого выпускника Московской Духовной Академии Вадима Неткачева.
– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, спустя десятилетия 22 июня меня назначили настоятелем этого храма. Тогда началась и моя война с разрухой, – с улыбкой вспоминает отец Вадим.
Каждый день после службы батюшка менял рясу на спецовку и поднимался на самодельные леса. А рядом с ним совершенно бесплатно трудились десятки добровольцов из числа прихожан. Слава Богу, недостатка в помощниках у отца Вадима не было. Из храма и прилегающей к нему территории тогда вывезли 40 большегрузных КамАЗов мусора. Каждый день убирали, расчищали, ремонтировали, строили...
И уже через два года вместо аварийного ветхого здания стоял сияющий свежей краской православный храм. В той войне с разрухой и безверием батюшка со своим приходом одержал впечатляющую победу. В 1998 году было совершено великое освящение храма.
Дивный сад
Это только снаружи бывшая кирха выглядит такой строгой и даже аскетичной, но стоит переступить порог – и ты попадаешь в дивный сад, скрытый от посторонних глаз. Такое чувство возникает благодаря удивительной настенной росписи, выполненной в древнерусском стиле. И хотя нет здесь разноцветных витражей, некогда украшавших кирху, но красок и света хватает!
Почти год трудились в храме иконописцы с Украины, делая зримыми евангельские сюжеты, украшая стены и своды яркими витиеватыми узорами, которые дают ощущение красоты не только земной, но и небесной.
В этом году в преддверии светлого Христова Воскресения произошло еще одно важное событие – на колокольне был закончен монтаж часов. Установленные почти на тридцатиметровой высоте, куранты светятся в темное время суток. Каждый час начиная с 8 утра и до 10 вечера раздается их мелодичный колокольный звон.
Дела веры
Настоящий христианин познается по своим делам. А добрых дел, как считает настоятель храма отец Вадим, много не бывает. Иногда они требуют от человека определенного мужества. Это непросто – переступить порог хосписа и найти слова утешения для тяжелобольных, а иногда и умирающих людей. Это не каждому по силам – впустить в свое сердце чужую боль, чтобы принять на себя чьи-то страдания. Но именно в таком служении ближнему и проявляется истинная христианская любовь. Отец Вадим отмечает, что послушание в хосписах заставило многих прихожан иначе взглянуть на жизнь, задуматься об истинных ценностях и в результате стать еще ближе к Богу и Церкви.
Другая забота прихода – заключенные. Как заставить оступившегося человека встать на путь исправления? Как внушить ему добрые помыслы? У батюшки одно оружие – молитва. Но очень важно, чтобы и у самих осужденных была возможность молиться. Отец Вадим добился того, чтобы в каждом следственном изоляторе была обустроена молитвенная комната и назначен церковный староста из числа верующих. Он готовит всех желающих к исповеди и причастию, читает вместе с заключенными ежедневные молитвенные правила. А по большим церковным праздникам осужденных ждут подарки – их обычно собирают всем приходом.
Хорошо знают батюшку и в Доме ребенка. Его сотрудники понимают, как важно брошенным малышам жить под защитой Ангела Хранителя, поэтому всегда просят батюшку окрестить новичков.
– Один, без своих помощников я бы со всеми делами не управился, – признается отец Вадим. – И семье спасибо, которая меня во всем поддерживает. Вот так и трудимся мы все вместе во славу Божию...
Серафима Пилютите