Отправляясь летом в плавание по Волге, непременно посетите этот уютный городок, где сохранился уклад XIX века и почти все храмы остались в первозданном виде.
От мери до славян
Кинешма никогда не была ни столицей княжества, ни крупным политическим центром, да и не снискала богемной популярности соседнего Плеса.
Когда-то, еще до прихода славян, на месте города находилось угро-финское городище племени меря. С тех пор практически ничего не сохранилось, если не считать названия – Кинешма, что переводится как «темная, глубокая вода» или «тихая, удобная гавань». Потом сюда пришли славяне и основали свое поселение. Первое упоминание о нем в летописях встречается уже при Великом князе московском Иване III в 1504 году. По другим данным, о Кинешме говорится еще в 1429 году, когда ее разрушили татарские полчища. Тогда это уже был небольшой торговый город на волжском пути в Казань. В связи с этим он не раз становился полем боя между Русью и Ордой.
На мятежных рубежах
Во время Смуты Кинешма – один из немногих волжских городов, оставшихся верными законному правительству Василия Шуйского, тогда как Кострома и Юрьевец покорились самозванцу Лжедмитрию II. В 1609 году местный воевода Федор Боборыкин собрал ополчение и решил дать бой польским отрядам Лисовского и Тышкевича. Во время второго сражения, которое происходило на Базарной площади (ныне площадь Революции), русские были разбиты наголову, а город был разорен. Те, кто не успел спастись от неприятеля, укрылись в деревянном соборе. Поляки не могли попасть внутрь и подожгли храм… Погибшие были погребены в братских могилах, на месте которых отстроили три каменные часовни. Уже позже, когда ополчение Минина и Пожарского двигалось на Москву, выжившие жители отдавали последние средства на благо общей победы и вступали в ряды освободителей.
В 2012 году в честь 400-летия победы над интервентами на площади Революции установили конный памятник воеводе Боборыкину. Кстати, отсюда, из центра, и стоит начать прогулку по Кинешме.
Город купцов
Сейчас в центре города на том месте, где стояли две церкви – Крестовозвдиженская и Воскресенская, – коробка полузаброшенного универмага «Юбилейный». Кстати, это единственные храмы Кинешмы, которые были разрушены в советское время. Слева от магазина, там, где сейчас сквер, находилась торговая площадь города. От нее остались те самые часовни, воздвигнутые на месте братской могилы горожан. Здесь же находится здание речного порта, который практически не функционирует, пассажирские перевозки были закрыты несколько лет назад. Теперь здесь останавливаются только круизные теплоходы.
Чуть выше, на террасе, здания бывших Красных и Белых торговых рядов, среди которых затерялся старейший в городе кинотеатр «Пассаж», построенный в начале XX века. Еще левее – главная святыня Кинешмы – Троицко-Успенский кафедральный собор с 63-метровой колокольней, которую видно практически из любой части города.
Крепость над обрывом
Собор на самом деле состоит из двух храмов: летнего Троицкого и зимнего Успенского, построенных в разное время. Несмотря на разнообразие архитектурных стилей, комплекс оптимально вписывается в малоэтажную городскую застройку и доминирует над ней.
В 1938 году храмы были закрыты и превращены в гаражи, однако в 1945-м в них вновь начались службы. Правда, Троицкую церковь вновь упразднили в 1964-м и разместили в ней картинную галерею. Сейчас собор принадлежит Русской Православной Церкви, и в нем расположена кафедра епископа Кинешемского и Палехского Иллариона.
Сразу за оградой находится Волжский бульвар, главная прогулочная улица города. С одной его стороны расположены административные здания XIX века, а с другой – отвесный обрыв над рекой. Кстати, именно здесь в древности располагалась Кинешемская крепость. Прогуляемся вдоль бульвара, пройдем мимо памятника Ленину и свернем налево у серой коробки Драматического театра им. Островского. Здесь расположена церковь Вознесения Господня, построенная в стиле традиционной украинской архитектуры, что довольно странно для севера Руси. Сразу за ней обезглавленный зимний храм Иоанна Златоуста. Когда-то они входили в состав Вдовьего монастыря, основанного в 1609 году. Если есть желание, можно пройти еще дальше до Сретенской церкви, которую совсем недавно вернули верующим. В советское время в ней располагалась котельная.
Город невест
Теперь вернемся на главную площадь города, где расположен Благовещенский храм, и по мосту перейдем через реку Кинешемку, приток Волги. Отсюда видны заброшенные фабрики, которые некогда составляли славу Кинешмы. Недаром на гербе, дарованном Екатериной II, красуются два рулона материи: Кинешму смело можно называть городом невест, а точнее – ткачих по аналогии с Ивановом.
На другой стороне, на холме слева расположен ансамбль церквей Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. По своей архитектуре они не сильно отличаются от традиционных храмов XVIII века. Сейчас церкви находятся на грани уничтожения – высокий берег Волги постепенно сползает в воду.
Через дорогу стоит церковь Спаса Преображения – древнейший храм города. Он был построен в Заречной слободе в 1694 году на месте старого, деревянного. В советские годы церковь была обезглавлена, а колокольня снесена. Сегодня купола восстановлены, а в храме проводятся службы.
Чуть дальше расположен храм Александра Невского, бывшая кладбищенская церковь. Некрополь уничтожили в 30-е годы, а храм за ненадобностью превратили в склад. Верующим здание возвратили только в начале 2000-х.
На этом можно завершить прогулку по городу, однако рассказ будет неполным, если не вспомнить одного из главных подвижников Православия на кинешемской земле – епископа Василия.
Святой бойскаут
Вениамин Преображенский родился в Кинешме в семье протоирея и с раннего детства занимался изучением Закона Божьего. Он окончил Кинешемское духовное училище, Костромскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, став магистром богословия. В 1910 году он переехал в Великобританию, где изучал древние и новые европейские языки, а также практику скаутизма. В 1914 году у будущего святителя вышла книга «Бойскауты», которую рекомендовали для ознакомления всем школам России. Но грянула революция, и планам будущего святителя не суждено было сбыться. Вениамин Сергеевич вернулся в родную Кинешму, где стал псаломщиком в храме своего отца. Вскоре он принял священный сан, а затем и постриг под именем Василий. В 1921 году был хиротонисан в епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Из-за своей подвижнической деятельности подвергался гонениям властей. При этом Василий не переставал служить и помогать обездоленным.
Во время голода в Нижнем Новгороде призывал усыновлять сирот, выступал против обновленцев и декларации митрополита Сергия, который поддерживал советскую власть. И в неволе, и в ссылке не переставал служить Богу. В последний раз был арестован в 1943-м и отправлен в ссылку в Красноярск, где 13 августа 1945 года скончался. В 1993 году Василий Кинешемский был причислен к лику месточтимых святых Ивановской епархии, а в 2000-м прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.
В блокнот паломнику:
Троицко-Успенский кафедральный собор
Работает телефон доверия. Ежедневно дежурят священнослужители. Задать вопрос или побеседовать с батюшкой можно по телефонам: 8 (902) 31-810-39
или 710-39.
Адрес: 155800, г. Кинешма, ул. Советская, д. 2.
Тел: 8 (49331) 5-68-43.
e-mail: kineshma-sobor@yandex.ru.
Храмы Спаса Преображения и Александра Невского
Проезд: от центра города Кинешма с пл. Революции на авт. №№ 1, 2, 4, 5 до остановки «Магазин № 9», следующих по направлению от вокзала в центр. От остановки идти в обратном направлении около 250 метров, справа при движении от центра.
Храмы Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова
Проезд: из центра города Кинешмы по Никольскому мосту через р. Кинешемку и прямо 100 метров слева от дороги.
Федор Чистяков,
рисунок Николая Волкова