Раздражительность – это тяжелая болезнь души, которая в наше время приняла масштабы эпидемии и все чаще приводит к житейскому краху. Хуже всего приходится людям в крупных городах, где вечная спешка и ежесекундная борьба за лидерство порождают атмосферу враждебности и нетерпимости. Как же уберечь свою душу от смертного греха – гневливости? Кому молиться о помощи?
Дырявый забор
Чтобы больной начал лечиться, ему прежде всего надо понять, что он действительно болен, – многие ведь с легкостью оправдывают себя вспыльчивым, но отходчивым характером, не думая о «дырявом заборе». А может быть, им просто незнакома эта мудрая притча?
...У одного почтенного человека был на редкость горячий сын, который никого не щадил в приступе ярости. Чувствуя за собой вину, он пришел за советом к отцу.
– Как мне избавиться от гнева? – спросил сын.
– Это просто. Каждый раз, почувствовав прилив ярости, вбивай гвоздь в забор. В первые дни на дворе то и дело раздавался стук молотка, потом стало чуть тише, а спустя месяц довольный собою сын вновь встретился с отцом.
– Я почти излечился от гнева и лишь изредка беру в руки молоток. Что мне делать дальше?
– А теперь, – сказал мудрый отец, – как почувствуешь в своей душе ярость, выдирай каждый раз по гвоздю.
Это оказалось сложнее, чем вбивать гвозди, но сын не отступал. Со временем в заборе не осталось ни единого гвоздя, и юноша перестал гневаться. Своей радостью он поспешил поделиться с родителем.
– Молодец! – похвалил тот. – А теперь посмотри на забор. Он весь в дырах, и уже никогда не будет таким, как прежде. Так и в душах тех, кого ты ранил грубым словом, навсегда останутся раны.
О зажигалках, молоке и змеях
Ни о какой другой греховной страсти не написано у Святых Отцов так много, как о безудержном гневе. Возможно потому, что это самый очевидный из всех грехов. Человек, искаженный гримасой ярости, теряет подобие Божие, в его безумных глазах легко увидеть бесов.
Святитель Григорий Богослов вопрошал: «Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу».
Рассуждая о природе этого зла, Феофан Затворник утверждал, что «гнев и обидчивость – от самоцена» то есть от завышенной самооценки, себялюбия. А еще – от недостатка ума и такта. Иоанн Златоуст выразил эту мысль так: «Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к самому себе».
Не надо забывать, что гнев – оружие обоюдоострое и разрушает самого обидчика не меньше, чем его жертв. В своих нравственных поучениях преподобный Ефрем Сирин писал: «Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает». А преподобный авва Исаия жалел таких: «Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви».
Афонский старец Паисий Святогорец, размышляя о современном человеке, в своих «Словах» с сожалением констатирует: «В прежние времена жизнь была более умиротворенной и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, словно зажигалки: сыпят искрами и не могут вынести ни единого слова. ...Но правда и то, что сегодня некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным».
И все же с гневом можно и нужно бороться, утверждал старец. А еще лучше – упреждать его. «Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает». Так и с гневом: лови его и крепко держи, пока он не вышел из-под контроля.
А учиться мудрости Паисий Святогорец советует у змеи. «Хотя у нее есть сильное оружие – яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идет напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека».
Учитель покаяния
Как бы не стремился человек к исправлению, но без помощи Божьих угодников ему не справиться с такой губительной страстью. И он сам, и его близкие для избавления от греха гневливости могут обратиться с молитвами к преподобному Ефрему Сирину.
...Святой родился в начале IV века в Сирии (потому и Сирин), в бедной крестьянской семье. Родители воспитывали мальчика в христианской вере, внушая ему всевозможные добродетели. Но у ребенка был вспыльчивый, раздражительный характер. Он плохо ладил со сверстниками, часто ссорился с близкими, мог обидеть грубым словом и совершить необдуманный поступок, о котором потом горько жалел. Так продолжалось до тех пор, пока юноша не попал в беду. Его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Там он впервые задумался о том, что чувствует без вины пострадавший человек. Бог не оставил юношу. Во сне будущий святой услышал громкий голос, призывающий его к покаянию и исправлению. Вскоре после этого Ефрем был оправдан и освобожден.
Оказавшись на свободе, юноша удалился в окрестные горы и стал величайшим подвижником, учителем покаяния. Любое поучение и наставление он всегда начинал с обличения своих собственных грехов.
За годы подвижничества Ефрем Сирин написал много молитв и песнопений. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего...» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению.
От гнева к радости
Святые отцы учат: мало победить в своем сердце гнев, надо еще уметь наполнить его радостью или любовью. Если не сделать этого, раздражительность вновь овладеет человеком. Вот почему надо как можно чаще просить у Бога помощи на добрый помысел («Господи, подаждь ми прощение и великодушие»). В сердце обязательно придет тишина, если неустанно повторять про себя молитву «Богородице, Дево радуйся».
А когда добрых помыслов и дел будет не меньше, чем «дырок в заборе», то станет очевидным: быть великодушным куда как приятнее. Это же так легко – уступить дорогу другому автомобилю, пошутить над теснотой в трамвае, а мужу в ответ на обидное слово с улыбкой сказать: «Ну прости меня, милый...»
Молитва святого Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. (земной поклон) Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(земной поклон) Боже, очисти мя грешного! (12 поясных поклонов, затем молитва читается еще раз и кладется земной поклон).
Людмила Дианова, фото Анастасии Башковой, рисунки Леонардо да Винчи