Храм Гроба Господня в Иерусалиме связан не только со страданиями и упокоением Иисуса Христа, это еще и место Его славного Воскресения.
Место, на котором сейчас располагается Храм Воскресения Христова, более известный под именем Храма Гроба Господня, во времена земной жизни Иисуса Христа было страшным – здесь казнили и хоронили преступников. Называлось оно Юдоль смерти. На одной из скал, Голгофе, был распят Иисус Христос. Скалистое это место находилось за городской чертой, к западу от Судных врат. Недалеко от него, в саду Иосифа Аримафейского, располагалась еще одна скала с высеченной погребальной пещерой, где и положили пречистое тело Иисуса. К северу от этих скал был сад, в нем Господь явился Марии Магдалине после Своего Воскресения.
Ученики Спасителя в первые годы после этих исторических событий тайно приходили поклониться святым местам. Позже к ним стали присоединяться все новые и новые христиане. Власти не могли не знать об этом. И вот уже в 135 году император Адриан приказывает сровнять с землей место между Голгофой и пещерой погребения и поставить здесь языческих идолов: Венеру и Юпитера. Замысел Адриана был весьма коварен: он хотел, чтобы христиане, приходя поклоняться своим святыням, выглядели бы как идолопоклонники и забыли со временем это место.
Великолепнее всех храмов
Около двух веков простояли языческие идолы, невольно указывая скрытые места поклонения истинным святыням. Ситуация изменилась при императоре Константине. Мать императора, святая царица Елена, как-то увидела сон, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и «вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». В 325 году в 75-летнем возрасте она отправилась в паломничество. По указанию царицы Елены были проведены раскопки, ими руководил епископ Макарий Иерусалимский. В результате были найдены три креста – один, на котором висел Христос, и два других, на которых распяли разбойников. Епископ Макарий помог царице Елене определить Истинный Крест. Он обратился к Богу с просьбой послать знамение и получил его. В Иерусалиме тогда была одна тяжелобольная женщина, которая находилась при смерти. К ней стали подносить один крест за другим, веря, что как только коснется истинного, она поправится. На первые два креста женщина никак не отреагировала. А когда поднесли третий крест, умирающая «возвратилась к совершенному здравию». Так был установлен Крест Господень. При раскопках обнаружили еще четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), и пещеру, где Иисус был погребен.
Император Константин приказал построить на месте находок храм, да не простой, а такой, чтобы «был великолепнее всех храмов, где-либо существующих». При его сооружении некоторые части скал отсекли и выровняли, а некоторые сохранили, и они вошли в состав возводимого здания. Именно так отделили от скалы пещеру погребения, чтобы ее можно было целиком включить в воздвигаемую круглую часовню, над которой возвышалась ротонда на 12 колоннах (по числу апостолов), которую назвали по-гречески «Анастасис» (Воскресение). Рядом располагалась базилика (Мартириум), обращенная алтарем в сторону Анастасиса, перед ней был четырехугольный двор с крытыми ходами, во двор вела лестница с колоннами.
Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал также сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа. Все было украшено мрамором, блестело золотом, переливалось драгоценными камнями. Храм был торжественно освящен 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
Не останется камня на камне
Как это ни прискорбно, первый храм простоял менее 300 лет. В 614 году он вместе с городом был разрушен армией персидского царя Хозроя. Но уже в следующем году Хозрой уступил просьбам своей жены-христианки Марии, и храм был восстановлен на средства императора Ираклия и Марии. Ираклий не только участвовал в восстановлении святыни, но и отвоевал Иерусалим в 629 году. Спустя семь лет город захватил халиф Омар ибн Хаттаб. Однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому Патриарху.
В сентябре 1009 года фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амриллах под влиянием наветов против христиан приказал разрушить храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница. Только в XI столетии храм над Гробом Господним был воздвигнут вновь византийским императором Константином Мономахом. Увы, новое здание было далеко от своего предшественника. Вот что писал русский паломник того времени игумен Даниил: «… верх церковный не до конца сведен камением, но токмо сперт досками и древом тесаным плотническим образом, и тако есть без верха не покрыто ничем же».
…до наших дней
В 1130 году крестоносцы, овладевшие Иерусалимом, заложили новый храм. Они объединили все святые места под одной кровлей, восстановили опоры ротонды, возвели новые сооружения: пятиярусную колокольню и Кафоликон (главный храм), примкнувшие с востока к ротонде. В результате землетрясения 1545 года купол колокольни обрушился, и теперь она не выше трех этажей. После захвата Иерусалима Саладином в 1187 году Храм Гроба Господня не пострадал. Христианским паломникам было даже разрешено его посещать в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.
В XVI веке, при императоре Карле V и его сыне Филиппе, храм крестоносцев был разобран и на его месте сооружен новый, который просуществовал до пожара 1808 года. Огонь уничтожил деревянный шатер над Анастасисом и повредил Кувуклию. В 1860-х годах над ротондой был сооружен полусферический купол, наподобие Анастасиса времен Константина Великого. В результате землетрясения 1927 года Кувуклия и купол Католикона были повреждены. Купол возвели заново в царствование русского императора Николая I на средства двух правительств – России и Франции. Кувуклия была укреплена снаружи стальными балками и стяжками. В таком виде здание существует и сейчас.
Благодатный Огонь от колонны
Фасад Храма Гроба Господня сохранился с XII века. Тогда ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но затем частично разрушены и похищены.
Слева от могучих входных дверей ныне находятся три колонны, одна из которых расколота. По преданию, много веков назад православным христианам было отказано в проведении пасхальной службы, при которой сходит Благодатный Огонь, их не пустили в храм, и им пришлось стоять на улице. Вдруг колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию, где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого православного Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны. Под впечатлением от этого чуда с башни, которая находится чуть левее, спрыгнул уверовавший в Господа турецкий воин Амир. Несмотря на то что было довольно высоко, он не разбился – камни размягчились, как воск. Следы Амира до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами.
Храм сегодня
Нынешний храмовый комплекс объединяет три основных сооружения – храм на Голгофе, часовню Гроба Господня (Кувуклию) и храм Воскресения. Кроме того, здесь располагаются подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Напротив входных дверей на мраморном полу находится Камень миропомазания, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. За Камнем помазания возвышается стена Воскресенского собора. Справа от Камня миропомазания вход на Голгофу. Слева обширная, около 32 метров в диаметре, ротонда центрального здания храма, увенчанная куполом. По ее периметру расположено 18 массивных колонн.
В центре ротонды возвышается мраморная часовня над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). Здесь был установлен гроб с телом Иисуса Христа. Часовня разделена на две неравные части: первая, побольше, называется Приделом Ангела, вторая, маленькая – собственно пещера Гроба Господня.
Посреди Придела Ангела стоит невысокий мраморный аналой, в который вделана часть камня, заграждавшего вход в пещеру, и который был отвален Ангелом. Внутри «лавица» – каменное ложе, на нем покоилось тело Иисуса. С первых веков христианства оно служило алтарем во время богослужений. И сегодня на этом месте ежедневно совершаются три Литургии: православная, католическая и армянская – в 1 час ночи, в 4 и в 6 часов утра соответственно.
Голгофа
К вершине горы, где был распят Христос, ведут 18 мраморных ступеней. От алтаря храма Воскресения сюда есть другой ход, предназначенный для священнослужителей.
Голгофский храм представляет собой небольшое, почти квадратное пространство, перекрытое невысоким сводом и разделенное сквозной аркой на две равные части: левая – место распятия Христа – принадлежит православным, в правой части находится католическая капелла. Там, где возвышался Крест Искупителя мира, на четырех мраморных столбах стоит престол для совершения бескровной жертвы. Яма от Креста обозначена серебряным кругом под престолом. Двумя черными кругами на полу отмечены те места, где стояли кресты двух разбойников, распятых со Христом. Справа от престола – расселина в камне, образовавшаяся с последним вздохом умирающего Иисуса. Ее можно увидеть через застекленное окно в полу.
Храм Воскресения
В Воскресенском соборе (Кафоликоне), примыкающем непосредственно к Храму Гроба Господня, возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которого, включая образы цикла «Страсти Христовы», пожертвованы русским императором Александром I. Три больших паникадила – дар Николая I. На Царских вратах можно видеть изображения двуглавого византийского орла.
В центре храма Воскресения на мраморном полу расположен небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине – это «пуп земли».
В приделе Поругания и Тернового венца хранится часть тернового венца Иисуса Христа. Широкая и длинная лестница ведет в подземный храм – место обретения Креста Господня.
Среди других святынь – часовня Разделения риз (собственность Армянской Церкви), на этом месте римские воины делили одежды распятого Христа; часовня Пригвождения к Кресту, часовня Распятия, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая Эфиопской Церкви, и пещера Адама, в которой, по преданию, был найден череп Адама.
Галина Дигтяренко