Болтун – находка для шпиона
Если бы я работала иностранным разведчиком, то для получения информации не стала бы рисковать жизнью или тратить уйму денег на дорогостоящие прослушивающие новинки, а просто ездила бы на трамвае (автобусе, троллейбусе, метро – нужное подчеркнуть), и все секреты были бы у меня в кармане. Почему? Да потому что многие люди – самые болтливые в мире! А мобильный телефон точно изобрели шпионы. Чего только не рассказывают соотечественники по этой маленькой трубочке о себе и своих близких большому количеству незнакомых людей, находящихся рядом. Стоит только поднести к уху мобильное устройство, как человек перестает соображать, он готов раскрыть любой секрет – сколько и с кем вчера выпил, где ночевал, свой домашний адрес, номер телефона жены (мужа, родителей, няни, детей, шефа). Наверняка, кто-то и циферки своих банковских карт да пинкоды к ним умудряется вслух произнести. А потом: «Караул! Деньги украли!» А зачем ты всем рассказал, как их у тебя увести?
И ведь разговаривают отнюдь не тихим голосом, а так, чтобы все слышали. Причем многим и телефон не нужен. Однажды мы с подругой сели в маршрутку. Через минуту, переглянувшись, шепотом задали друг другу один и тот же вопрос: «У тебя нет ощущения, что мы в сумасшедшем доме?» Вокруг нас говорили все: кто по телефону, кто через сиденье на весь салон обсуждал личные дела, водитель беседовал с сидевшим рядом пассажиром, перекрывая своим криком радио. Пара немолодых уже людей (он и она), допивая пиво, трогательно рассуждали, как они друг друга уважают, включая окружающих. Никто никого не стеснялся и не боялся стеснить. В салоне царила атмосфера всеобщей толерантности и хаоса.
Под дурманом
Но оставим в стороне инструкцию по добыче информации и посмотрим на проблему с другой стороны. Как вы думаете, почему нас так утомляют люди, которые говорят, не переставая. Ты только захочешь сказать слово, а они тебе сразу сто! А потом сетуют: «Что-то ты сегодня неразговорчивая какая-то». Однажды я не выдержала и ответила на это: «Прости, но ты мне дала хоть слово вставить?» «Да!? – искренне удивилась собеседница, – а я смотрю, ты не реагируешь, я и решила разговор продолжить». Такое ощущение, что эти люди находятся во власти какого-то дурмана и никого кроме себя вокруг не видят. Вот что пишет об этом святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «…пустословов часто люди терпят – болтают, и пусть себе болтают – а им кажется, что слушают их с удовольствием, не знают того, что в глубине сердца все тяготятся ими, ненавидят их. Так велико зло празднословия, зло, которое причиняют болтовней своей. Если язык болтает и празднословит, то и мысли блуждают, не сосредотачиваясь ни на чем глубоком, истинном, важном, блуждают бесцельно повсюду, как блуждает несчастная дворняжка, виляя хвостом. Как их мысли, так и чувства, так и направление их желаний, их деятельность – все пусто, ничтожно. Душа голодает, человек противен другим, себе самому причиняет тяжкий, тяжкий вред. Вот каково значение празднословия».
Зри в корень
«Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: постыдные, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, празднословие, лживые клятвы, ложные свидетельства (наговоры, оклеветания) – все это и гораздо еще большее число зол – это произведение языка», – сообщает нам святитель Василий Великий, живший еще в IV веке.
«От языка – половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло – гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст», – это мнение другого святителя, Григория Богослова.
Но почему же некоторые люди так много говорят? Ответ дают святые отцы: причиной многоглаголания является грех гордыни, человек хочет показать свою осведомленность, и, перебивая других, дать всем понять, что он лучше знает. Ну как тут не вспомнить сцену в вагоне метро из кинофильма «Я шагаю по Москве»: «Ах, так ты умный? Ты смотри, как бы тебе кто-нибудь вскорости не дал бы по шее».
«Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы…» – пишет святой Иоанн Лествичник.
Как видим, многоглаголание вредно всем: и тому, кто глаголет, и тому, кто слушает. Самое время начать бороться с ним. Но как? Обратимся к главному специалисту по борьбе со страстями, уже упомянутому святому Иоанну Лествичнику. Сей великий подвижник, живший в VI веке, написал замечательное духовное творение, в котором подробнейшим образом рассказал, как бороться со страстями. Эта книга называется «Лествица». Приобрести ее можно в любом магазине православной книги. Итак, что говорит святой Иоанн о проблеме многоглаголания? «Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет».
«Многоглаголание… рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки, (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие».
«Любитель молчания приближается к Богу, и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».
«Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие».
А вот что советует святитель Лука (Войно-Ясенецкий), живший в XX веке: «Нужно молить Бога об избавлении от этого порока, и подаст просимое Господь Иисус Христос. Нужно избегать общения с людьми празднословящими, подальше, подальше уходить от них, искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное, от кого не услышишь праздных, душевредных слов. Чрезвычайно внимательно следить за собой, приобрести привычку наблюдать, что говорите, чем занят язык ваш, привыкнуть держать язык в узде. Не позволяйте ему праздно болтать. Припоминайте вечером, что говорили днем, не болтали ли, не оскорбили ли кого, не лгали ли, не ябедничали ли. Если усвоите эту привычку, то привыкнете следить за языком, за каждым движением и сдерживать его.
Помните, чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Священного Писания, творений святых отцов, тем более проникается их мудростью и тем больше теряет охоту праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое».
Галина Черемушкина