Герои этого фильма расстались на перроне в 1945-м. А четверть века спустя снова встретились – на похоронах фронтового друга. Всего один день проведут они вместе. Но этот день, богатый на события, станет для них серьезным испытанием. Знаменитую кинокартину, снятую в 1970 году, режиссер Андрей Смирнов посвятил своему отцу – известному писателю, прошедшему войну «от звонка до звонка», – и всем фронтовикам, дожившим и не дожившим до Победы.
Нас же интересует еще один герой этого фильма. Он появляется на экране всего на несколько секунд, но мы сразу его узнаем: храм Симеона Столпника на Поварской улице – один из древнейших, сохранившихся в столице. А ведь мог и не сохраниться…
Он был построен в 1676–1679 годах по указу царя Федора Алексеевича. Но деревянная церковь на этом месте стояла уже пятьюдесятью годами ранее. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, поскольку этот день пришелся на праздник Симеона Столпника. Еще она известна как Введенская, или Богородицкая церковь, так как в некоторых документах значится как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот. В честь этого праздника был освящен главный, Введенский, престол, а приделы – в честь Симеона Столпника и Николая Чудотворца. Он, впрочем, позднее был переосвящен в честь Димитрия Ростовского.
Правительственная трасса XV века
Когда-то нынешняя Поварская улица была древней Волоцкой дорогой, ведущей в Волоколамск и Новгород, своего рода «правительственной трассой», по которой в XV веке возвращался из Новгорода Иван III, а веком позже – и Иван Грозный. Проходила она через Поварскую слободу. Здесь жили служащие царского Сытного двора – почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники. Отсюда до наших дней дошли названия: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый и Ножовый переулки. Слобода была зажиточная. К XVII веку здесь было уже два храма.
Сейчас трудно себе представить, как выглядела Введенская церковь в стародавние времена, когда возвышалась архитектурной доминантой над низенькими окрестными домиками. Но парадокс! – она и сегодня не теряется в окружении высоток Нового Арбата. Скорее наоборот – ее белоснежные стены и зеленый островок травы, на котором она стоит, выигрышно контрастируют со стеклом и бетоном небоскребов и загазованной магистралью.
Построенное из крупного кирпича небольшое здание церкви выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней. Неброская, но в то же время выглядит очень нарядной. По ее верхней части разбежались ряды кокошников, ажурная шатровая колокольня с окошками – «слухами» украшена наличниками. Церковный двор не сохранился. Известно лишь, что на этом участке стоял дом, в котором в 20-х годах XIX века жил великий актер Малого театра П.С. Мочалов.
Наперекор бурям
На долю храма выпало немало испытаний, и не только в советское время. Во время наполеоновского нашествия храм Симеона Столпника был разграблен и почти сожжен. Его ценности были расхищены. После освобождения Москвы прихожане во главе с настоятелем храма за несколько лет полностью восстановили церковь и владения причта.
Еще более трудные времена настали после октябрьского переворота. Церковь была закрыта и в 30-е годы фактически отдана под слом. Уцелела чудом – видимо, у властей до нее просто не дошли руки. Полуразрушенная, она достояла до начала строительства Нового Арбата. Тогда храм снова вознамерились снести – ведь он не вписывался в многоэтажную застройку новой магистрали. И только неимоверными усилиями общественности его удалось отстоять. Более того, его решили отреставрировать. В 1966 году восстановили кровлю, а на маковках вновь появились кресты. Правда, по распоряжению властей их почти сразу же срезали автогеном.
Вскоре здание отдали Всероссийскому обществу охраны природы. В нем устраивали выставки мелких животных и птиц – морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек… В результате были уничтожены остатки интерьеров храма. В 90-е годы церковь вернули прихожанам. Она была вновь расписана художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, хранившаяся у прихожан.
Храм-кинозвезда
В XIX веке Введенская церковь была популярна среди московской интеллигенции. Ее прихожанином в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Здесь тайно венчались граф Н.П. Шереметев и его крепостная актриса П.И. Жемчугова-Ковалева. Этот мезальянс тогда наделал много шума в высшем свете. Писатель С.Т. Аксаков и дочь суворовского генерала О.С. Заплатина тоже венчались в этом храме. В декабре 1918 года тут состоялось венчание будущей жены М.А. Булгакова, Е.С. Нюренберг, со своим первым мужем – Ю.М. Нееловым, адъютантом командующего 16-й армией РККА.
А 1 августа 2005 года, в 30-ю годовщину свадьбы, в храме венчались актер Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Интересно, что незадолго до этого во Введенской церкви снимались эпизоды сериала «Счастье ты мое», в котором участвовал Караченцов. Здесь же крестили и его внучку.
Да и сам храм Симеона Столпника можно смело назвать кинозвездой – он попадал в кадр многих фильмов. Помните, в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» мимо него проносятся машины милиции и «скорой помощи». Можно даже заметить крупную надпись «Выставка» на щите перед зданием церкви. Мимо нее в предвкушении свидания со стюардессой Ларисой Ивановной проходил счастливый Мимино из одноименного фильма Георгия Данелия…
А ведь фильма могло и не быть!
«Белорусский вокзал» Андрею Смирнову разрешили снимать не сразу. Его предыдущий фильм – «Ангел» – положили на полку, а это в советское время было своеобразным «волчьим билетом». Несколько лет режиссер пробивал постановку. Удалось это только с помощью его учителя – Михаила Ромма. Сценарий несколько раз переписывался, даже в процессе съемок картину четыре раза останавливали – киночиновники говорили: «Мы выиграли войну, а у вас такое впечатление, что мы ее проиграли – какие-то несложившиеся судьбы, вы клевещете на советскую действительность».
На роль медсестры не хотели утверждать Нину Ургант – министр культуры Екатерина Фурцева видела в этой роли другую актрису. Режиссер, уже в те годы славившийся строптивым характером, начал снимать актрису на свой страх и риск. В итоге после выхода фильма в прокат первую поздравительную телеграмму Нина Николаевна получила от гениальной Фаины Раневской, ну а вторая была от Фурцевой.
Фильм «Белорусский вокзал» был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году.
Борис Пинский