Эту обитель основали 650 лет назад. Здесь святой старец благословил князя Дмитрия Пожарского на освобождение столицы, а в наши дни тысячи паломников приезжают сюда на большой крестный ход.
По слову Преподобного Сергия
В самом сердце Ярославской земли, на пути между Ростовом Великим и Угличем, на реке Устье стоит Борисоглебский монастырь. Древняя обитель похожа на крепость, ее окружают высокие стены с мощными башнями. В XIV веке сюда, в безлюдное место, в дремучий сосновый бор пришел из новгородских земель монах Федор, чтобы жить отшельником. Через три года к нему присоединился инок Павел, и вдвоем они решили поставить здесь монастырь. В то время в Ростове Великом находился Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, Федор и Павел поспешили увидеться со старцем и попросили благословить место будущей обители. Смиренный Сергий пешком обошел всю округу и указал место для строительства храма, где молился три дня, а после благословил монахов и предсказал, что место это «превозносимо будет над большими лаврами». Так в 1363 году началась история обители.
Федор и Павел усердно принялись за дело, расчистили лес и построили деревянную церковь, освятив ее по благословению преподобного Сергия во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В новую обитель стали приходить те, кто желал иноческой жизни, и монастырь постепенно расширялся. По преданию, здесь принял постриг будущий герой Куликовкой битвы Александр Пересвет. Около монастыря стали селиться миряне, и вскоре вокруг образовалась целая слобода, где жили крестьяне и ремесленники.
Грозный покровитель
Во время княжеской усобицы в 1440 году в обители укрывалась семья великого князя Василия II Темного – за это князь щедро отблагодарил монастырь, пожертвовав немало земель и денег. Князь Василий так любил эту обитель, что пригласил ее игумена Питирима быть крестным отцом своего первенца – будущего государя Ивана III Великого, который впоследствии также щедро одаривал монастырь. Его внук, Иван IV, прозванный Грозным, впервые совершил паломничество в Борисоглебский монастырь, когда ему было 15 лет. А много лет спустя он сделал огромный по тем временам вклад – 800 рублей – на помин убитого им сына. И потом, до самой кончины, жертвовал сюда на поминовение душ загубленных им людей. Благотворили монастырю и Борис Годунов, и Михаил Романов.
Каменные сказы
Все постройки в монастыре сначала были деревянными, а в 1520 году началось каменное строительство, которое длилось почти полтора столетия. Первой каменной постройкой стал Борисоглебский собор, затем возвели Благовещенский храм. А через сто с лишним лет обитель украсила высокая звонница, появились многочисленные корпуса – казначейский, братский, просфорный. Тогда же возвели знаменитую крепостную стену с дивными надвратными храмами – один из них, Сретенский, не раз служил натурой для русских художников и даже стал прообразом для нескольких театральных декораций. К концу XVII века архитектурный ансамбль монастыря уже полностью сложился и с тех пор практически не менялся.
До правления Екатерины II Борисоглебский монастырь был одним из богатейших в России. После секуляризации церковных земель обитель, стоящая в стороне от крупных городов и торговых путей, стала беднеть, но все равно оставалась одной из самых почитаемых и посещаемых.
Святой затворник
Главное духовное сокровище обители – мощи преподобного Иринарха затворника, которые находятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. Святой родился недалеко от монастырских стен, в селе Кондакове, и с детства стремился к иноческой жизни. Тяготясь мирскими заботами, он в 30 лет пришел в Борисоглебский монастырь с просьбой о постриге. Однажды преподобный сжалился над босым странником, отдал ему свои единственные сапоги и с тех пор уже не носил обуви даже зимой. В любое время года он надевал ветхое рубище, не обращая внимания на насмешки братии, и со смирением выполнял самые тяжелые послушания. Через некоторое время инок затворился в тесной келье и стал смирять себя ношением вериг, спал на голом полу и все время посвящал молитве и трудам – шил одежду для братии и бедных людей.
Предсказание гетману
В Смутное время враги несколько раз захватывали Борисоглебский монастырь, но преподобный Иринарх всегда обличал захватчиков. Однажды польский полководец Ян Петр Сапега избрал обитель местом для отдыха своего войска. Услышав про удивительного старца, он велел привести его к себе. Во время беседы преподобный, не боясь, говорил гетману: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». После разговора с иноком Сапега велел не разорять монастырь и подарил обители в качестве охранной грамоты шитое знамя (ныне «Знамя Сапеги» хранится в Третьяковской галерее). Вскоре гетман, как и предсказывал ему преподобный, умер под стенами Москвы. А через некоторое время князь Пожарский и Кузьма Минин посетили Борисоглебский монастырь, чтобы получить благословение преподобного на борьбу с врагами.
Почти сорок лет старец в трудах подвизался в Борисоглебском монастыре, и как при жизни по его молитвам выздоравливали болящие, так и после кончины у гроба его совершались многочисленные исцеления. Мощи преподобного Иринарха находятся в Борисоглебском соборе, а в монастыре вот уже 400 лет сохраняется его келья и часть вериг.
Иринарховский крестный ход
После революции монастырь был закрыт, а на его территории разместились музей, колбасный и кондитерские цеха, общежитие милиции, гаражи и склады. В 1989 году Борисоглебский храм вернули Русской Православной Церкви, а в 1994 году здесь возродилась монашеская жизнь. Настоятелем обители с первых дней был и остается поныне игумен Иоанн (Титов).
Игумен с братией приложили много сил для возрождения духовной жизни в округе, восстановления почитания монастырских подвижников. Ежегодно тут проводятся Иринарховские чтения, а также известный на всю Россию Иринарховский крестный ход, собирающий тысячи паломников.
Крестный ход проходит во второй половине июля в течение четырех дней. Начинается он в стенах Борисоглебского монастыря, а заканчивается около родного села преподобного Иринарха – Кондаково, на источнике, который святой выкопал своими руками.
По маршруту следования организованы точки с питьевой водой, на местах ночевок действуют полевые кухни, каждый день начинается с Литургии. В начале крестного хода несут иконы, хоругви и вериги преподобного Иринарха, затем следуют паломники. Несколько раз в день проходят краткие молебны около встречающихся храмов и святых источников. И, наверное, каждый, кто участвовал в этом крестном ходе, помнит удивительную атмосферу радости, царящую вокруг – «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».
Из правил Иринарховского крестного хода:
Собираясь в крестный ход, укладывая вещи, которые напоминают об отдыхе на природе, необходимо, еще находясь дома, настраивать себя на то, что это не турпоход, не отдых, где можно будет расслабиться. На всех без исключения участников крестного хода распространяется «сухой закон» (распитие спиртных напитков, в том числе пива, категорически запрещено). Курящим стараться воздерживаться от курения (курить, находясь среди участников крестного хода, во время пути, на привалах и в палаточных городках запрещено).
Будьте внимательны друг к другу. Лучшие места уступайте детям, пожилым, слабым и больным людям.
Считайте себя хуже всех – и будете лучше всех.
В блокнот паломнику:
Как добраться: Поездом или экспресс-электричкой с Ярославского вокзала до Ростова Великого. От железнодорожного ростовского вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем.
Елена Ермилова, фото автора