Так переводятся с латыни слова DEO SPES MEA, увенчавшие герб старинного рода дворян Столыпиных, известного с XVI века.
«Хочу быть погребенным там, где меня убьют…»
С этих пророческих слов начиналось завещание Петра Столыпина, которое вскрыли после очередного – семнадцатого – покушения на его жизнь, ставшего фатальным.
…31 августа 1911 года императорский двор Николая ІІ прибыл в Киев на торжественное открытие памятника царю-освободителю Александру ІІ в дни празднования 50-летия отмены крепостного права. 1 сентября в Киевском оперном театре к Столыпину подошел террорист и дважды выстрелил в него из пистолета. По свидетельству очевидцев, после ранения Петр Аркадьевич перекрестил императора, тяжело опустился в кресло и произнес: «Счастлив умереть за царя…» 5 сентября сорокадевятилетний премьер-министр скончался. Согласно завещанию, его похоронили на территории Киево-Печерской Лавры. За сто с лишним лет, прошедших с тех роковых событий, историки так и не пришли к единому мнению по вопросу истинного заказчика убийства.
Столыпин любил повторять: «Война может погубить Россию». Многие политологи считают, что смерть великого реформатора имела катастрофические последствия не только всероссийского, но и мирового масштаба: не случись преступления 1 сентября 1911 года, не было бы ни Первой мировой войны, ни революции, ни братоубийственной гражданской войны. В подтверждение этих слов аналитики приводят данные об экономическом и социальном положении, в котором оказалась Россия после 1917 года.
От помощника столоначальника до премьер-министра
Петр Столыпин родился 5 апреля 1862 года в немецком городе Дрездене, где в то время жила семья. Детство мальчика прошло в подмосковном имении Столыпиных Середникове и в поместье Колноберже Ковенской губернии.
Блестяще окончив физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, Петр поступил на службу в Министерство иностранных дел, затем перешел в Министерство государственных имуществ на скромную должность помощника столоначальника. В 1889 году, получив пост предводителя уездного дворянства в Ковенской губернии, Столыпин переехал с женой и детьми в Колноберже. Его карьера стремительно пошла в гору: почетный мировой судья, титулярный советник (1890), коллежский асессор (1891), кавалер первого ордена святой Анны (1893), надворный советник (1895), камергер (1896), коллежский и статский советник (1899 и 1901). Вскоре Петра Аркадьевича назначили губернатором города Гродно, затем – Саратова. Стараниями молодого управленца здесь построили женскую гимназию, глазную лечебницу, городскую больницу, несколько ночлежных домов с водопроводом и канализацией; главные улицы были заасфальтированы и освещались газовыми фонарями. Именно в Саратове на Столыпина впервые были совершены покушения: талантливый градоначальник, с начала бунтов 1905 года занявший жесткую позицию по отношению к мятежникам, не давал покоя экстремистам.
В 1906 году 44-летний политик получает портфель министра внутренних дел, а через несколько месяцев становится председателем Совета Министров Российской империи, сменив на этом посту некоего И.Л. Горемыкина, за которым закрепилось прозвище «Ваше безразличие». Столь высокое назначение заставило и сторонников, и оппонентов Петра Аркадьевича признать, что на этот раз правительство возглавила сильная, незаурядная личность.
Либеральные реформы и сильная власть
Этот принцип, высказанный русским историком и философом Б.Н. Чичериным, Петр Столыпин взял за основу своей деятельности. Официально было объявлено о таких преобразованиях, как свобода вероисповедания, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, переустройство местных судов, реформа средней и высшей школы, реорганизация земства, полицейская реформа, а также «меры исключительной охраны государственного порядка». С помощью реформ глава правительства надеялся разрешить основные вопросы, вызвавшие революцию 1905 года, и наладить диалог с представителями оппозиционных сил.
В политическом арсенале Петра Аркадьевича «пряник» соседствовал с «кнутом»: в целях безопасности он широко применял карательные меры. После очередного покушения на Столыпина в 1906 году, когда погибли 27 человек, включая обоих террористов-эсеров, и была тяжело ранена его дочь, премьер инициировал указ о создании военно-полевых судов – теперь вопрос о наказании решался в течение 48 часов, а приговор исполнялся в течение суток. Утверждая, что надо уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача, Столыпин подчеркивал: смертную казнь можно применять только к убийцам.
Наиболее известны земельные реформы Столыпина, целью которых было превращение крестьянина в собственника. Их неотъемлемой частью стал Крестьянский банк, где сельские труженики могли взять ссуду под залог своего имущества, и программа переселения земледельцев в отдаленные регионы. Трудно переоценить экономический эффект аграрной политики начала прошлого века: в 1909–1914 годах Россия обогнала по производству зерна США, Канаду и Аргентину вместе взятых.
Петр Столыпин разрабатывал и другие значимые законопроекты: о страховании рабочих по инвалидности, болезни, старости и от несчастных случаев; об оказании медицинской помощи сотрудникам за счет предприятий; об укороченном рабочем дне для подростков; о всеобщем бесплатном начальном образовании. Именно премьер-министр инициировал увеличение зарплаты учителям, чиновникам, почтовым служащим, железнодорожникам, священникам, а в последние годы жизни ратовал за повышение акцизов на спиртные напитки и введение налога с оборота.
Глобальные реформы, грандиозные планы, четкое видение насущных задач и исторической перспективы – неудивительно, что придворная камарилья сочла Столыпина выскочкой и интриганом, а революционеры охотились за его головой. А он трудился на износ и каждый вечер благодарил Бога за то, что еще жив. «Смерти не боюсь – это расплата за убеждения. Успеть бы сделать побольше. Времени мало, совсем мало», – признавался Петр Аркадьевич брату.
Кто-то из мыслителей прошлого сказал: нет ничего труднее и опаснее, чем замена старых порядков новыми. Столыпину эта неподъемная ноша оказалась по плечу. Вот только времени не хватило…
Возвращение чудотворной иконы
Во время покушения на Столыпина в 1906 году серьезно пострадала его дочь Наташа – ей повредило ноги, и лечащий врач Сергей Боткин опасался, что их придется ампутировать. Неутешный отец попросил доктора подождать до утра. Из писем Петра Аркадьевича известно, что он всю ночь молился у иконы Сергия Радонежского, подаренной дочери в день крещения бабушкой Марией Александровной Нейдгарт, тещей Столыпина. А наутро врач убедился, что кризис миновал, – ножки ребенка удалось спасти.
Несколько лет назад сотрудникам Фонда изучения наследия Петра Столыпина посчастливилось найти этот старинный образ. Совершенно случайно они узнали о матушке Наталье из прихода Никольской церкви поселка Лебяжье, которая через газету разыскивала потомков Столыпина, чтобы вернуть икону с надписью «От бабушки Марии Нейдгарт». Исполнительному директору фонда К.И. Могилевскому, срочно выехавшему в Кировскую область, удалось убедить матушку передать реликвию на хранение в фонд. «Мы сделали с чудотворной иконы два списка: один отправили во Францию, внуку премьер-министра Дмитрию Аркадьевичу, второй – в Вятскую епархию, где икона была обретена», – рассказал президент фонда П.А. Пожигайло.
Так говорил Столыпин
«Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей. Искусственное в том отношении оскопление нашего крестьянства, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное – к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах».
***
«Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии».
***
Из письма Льву Толстому: «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину, как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром?».
Ирина Лазарева