Русский реквием – так по праву называют лирико-философскую кантату «Иоанн Дамаскин» композитора Сергея Танеева.
Памяти учителя
Эта кантата была задумана Сергеем Ивановичем в связи с безвременной кончиной в 1881 году его друга и учителя Николая Рубинштейна – знаменитого русского пианиста, дирижера и педагога, основателя и первого директора Московской консерватории. Чайковский посвятил ему фортепианное трио «Памяти великого художника», а Танеев – кантату для смешанного хора и симфонического оркестра.
Премьера этого произведения – состоялась в Москве 11 марта 1884 года на экстренном собрании Русского Музыкального Общества, посвященном памяти Н.Г. Рубинштейна, а еще через три года сочинение было представлено слушателям Санкт-Петербурга.
«Вы написали превосходную кантату», – оценил труд композитора Петр Ильич, а Цезарь Кюи писал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам». Не обошлось и без критических отзывов: многим не понравилось нарушение автором традиций православного церковного музицирования, которое не подразумевает инструментального сопровождения духовных песнопений. Но, несмотря ни на что, успех кантаты был очевиден.
На стихи Алексея Толстого
В основу кантаты легла небольшая часть из одноименной поэмы А.К. Толстого, описывающей житие святого из Дамаска (VIII век) – монаха, богослова, автора церковных песнопений. В борьбе с ересью Иоанн Дамаскин многое претерпел от иконоборцев, но дожил до глубокой старости и прославился как поэт-гимнолог, чьи каноны до сих пор звучат в православном богослужении. В стихотворном тексте Алексея Толстого, воспевавшего непреходящие ценности – жизнь и смерть, любовь и дружбу, Танеева привлекла идея бесконечности этического начала. Отрывок из поэмы, который использовал композитор, точно отражает замысел создания кантаты: это погребальное песнопение, произносимое как бы от имени героя, ушедшего в мир иной.
Иду в неведомый мне путь,
Иду меж страха и надежды,
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды.
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье.
Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает.
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь! В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье,
Прими усопшего раба
В Твои небесные селенья.
«Со святыми упокой»
Кантату «Иоанн Дамаскин» отличают мастерство и строгость музыкального письма. В качестве основного художественного образа Танеев использовал старинный знаменный распев «Со святыми упокой». Именно он звучит в оркестровом вступлении к кантате. Исполняемый попеременно разными музыкальными инструментами, старинный распев обогащается выразительными подголосками-стонами и постепенно стихает.
В тишине, на фоне негромких переливов струнной группы, неожиданно вступает хор с главной темой: «Иду в неведомый мне путь». Так начинается первая часть кантаты – размышление о «жизни после жизни», где переплетены скорбь об уходе из этого мира, страх перед неизвестностью, надежда на прощение. В середине части «Лежу безгласен, недвижим...» композитор имитирует православный хорал. Вторую часть кантаты «Но вечным сном пока я сплю, моя любовь не умирает» исполняет хор a capella. Человеческий голос, многократно усиленный артистами хора, создает впечатление стремления ввысь и растворения в небесном просторе. Но этот безмятежный хорал – лишь недолгое затишье перед бурей: грозные аккорды оркестра на словах «…Да каждый к Господу взывает» сменяются троекратным хоровым возгласом «Господь!».
В третьей части монументальная фуга «В тот день, когда труба вострубит мира преставленье» рисует картину Апокалипсиса, возвращая слушателей к образам печали, скорби и смерти. И лишь в заключительных тактах кантаты оркестр стихает, а хор все тише и медленнее взывает: «Прими усопшего раба в Твои небесные селенья».
Музыкант широкого профиля Сергей Иванович Танеев внес огромный вклад во все области музыкального искусства, в которых работал. Он не только сочинял выдающиеся произведения, но и концертировал, став одним из ведущих русских пианистов второй половины XIX века. Уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма», посвященный основам полифонической техники, снискал ему славу крупнейшего музыковеда-теоретика.
Окончив Московскую консерваторию с золотой медалью в 1875 году, Сергей Иванович вскоре стал преподавателем, профессором и, наконец, директором своей альма-матер. Композитор Глазунов по праву считал его «мировым учителем», ведь среди его воспитанников были Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Рейнгольд Глиэр и многие другие.
Современники единодушно отмечали его огромную силу воли и работоспособность наряду со скромностью, чуткостью и принципиальностью суждений, за что композитора называли «совестью музыкальной Москвы».
Он был убежденным сторонником русских классических традиций: «Прочно только то, что корнями своими гнездится в народе». Не случайно произведения кантатно-ораториального жанра занимают в творчестве Танеева особое место. «Иоанн Дамаскин» – первое опубликованное произведение Танеева, пробный камень его исканий, а последним сочинением Танеева стала кантата «По прочтении псалма» – вершина творчества и результат многолетней работы.
Инна Гергиева