Страна, в которой практически нет власти, имеет семь православных приходов и около трех тысяч верующих христиан.
В столице Гаити Порт-о-Пренсе разрушены тысячи жилых домов и почти все больницы. Без крова остались около 3 миллионов человек. Около миллиона пропали без вести. Погибли 49 сотрудников миссии ООН.
Спустя три года после катастрофы cтрана так и не пришла в себя. Многие семьи по-прежнему живут в палатках, в городах царит разруха, а большая часть населения живет впроголодь. Одно из основных блюд на столах бедняков (а это 80% населения) – печенье из грязи. Его готовят прямо на земле под жарким солнцем, перемешивая грязь с солью и обрезками овощей. И в этих жесточайших условиях православные гаитяне продолжают возносить молитву Богу, приходя каждое воскресенье на службу в храм.
Впрочем, храмов на Гаити почти не осталось. Церковь святых апостолов Петра и Павла, находившаяся в эпицентре землетрясения, была разрушена до основания. В капитальном ремонте нуждаются храм Рождества Пресвятой Богородицы в Порт-о-Пренсе и церковь святого Моисея Мурина в Фонтамаре. Служить приходится в помещениях, которые представляют собой наспех сколоченные сараи либо находятся в аварийном состоянии. Приход блаженного Августина в Жакмеле, состоящий из 600 человек, ютится в крохотном подобии храма. Священники служат внутри, а народ стоит на улице. Но верующих это не останавливает.
В будни некоторые церковные помещения используются для проведения школьных занятий. Но каждую субботу сдвигаются парты, прячется школьная доска, и мир вокруг преображается. На аналой в центре ставится главная икона. В зале зажигаются свечи. Для православных гаитян свечи – роскошь, которую многие не могут себе позволить, поэтому священники раздают их бесплатно. Уровень безработицы на Гаити составляет 70%, прихожане не могут поддерживать своих священников. Им самим зачастую приходится помогать прихожанам. Несмотря на сложности и неустроенность, в православных приходах Гаити кипит жизнь.
Наперекор приверженцам вуду
Как же появилось Православие во франкоговорящей стране, где католицизм в течение нескольких столетий был главенствующей религией, а около половины населения практикует культ вуду?
Миссионерскую деятельность здесь начал отец Авраам 18 лет назад, в прошлом англиканский священник, крещеный в Православной Антиохийской Церкви. Горячие и чистые креольские сердца с радостью приняли Благую Весть. Но видимо, ненавистно было это врагу рода человеческого. Через несколько лет отец Авраам покинул и Гаити, и лоно Православной Церкви из-за отсутствия финансирования.
Оставленная паства оказалась в вере крепче и по сей день продолжает расти, несмотря на голод, разруху, политические и климатические катастрофы.
Ныне Православная Миссия на Гаити насчитывает семь приходов, пять школ и около трех тысяч верующих. На территории всей страны служат всего два священника – отец Грегуар Легутэ и отец Жан Шанье-Дюме, им помогают четырнадцать чтецов. Богослужения во всех приходах совершаются регулярно, в отсутствие священника службa полностью читается причетникoм.
Но этим церковная жизнь не ограничивается. Так, при храме святого Моисея Мурина работает школа для детей с задержками в развитии – «Обитель любви», которой руководит матушка Роза Легутэ. Подобные школы на Гаити большая редкость. Государство не считает нужным заботиться о таких детях, и «Обитель любви» – единственная их надежда на будущее. И эта надежда ныне разрушена в буквальном смысле слова, как и приходская школа в Порт-о-Пренсе, которой заведовал отец Жан Шанье-Дюме, потерявший во время катастрофы свой дом.
Испытание веры
Богослужебная жизнь православных гаитян проходит в рамках Православной Миссии. Это структурное подразделение Русской Православной Церкви Заграницей соответствует нашим благочиниям. В 1998 году Священный Синод назначил администратором Миссии (по-нашему – благочинным) священника отца Григория (Уильяма), который немало сделал для развития приходской жизни на Гаити. Однако в 2007 году отец Григорий покинул Миссию, выступив против объединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Вместе с ним исчезли почти все сбережения, иконы, библиотека и богослужебные книги. Лишилась миссия и своих земельных участков с постройками. К счастью, удалось сохранить самое важное – паству. Отец Грегуар Легутэ, один из двух гаитянских священников, объяснил, почему приходы не ушли в раскол, хотя в финансовом отношении это было бы выгоднее: «Мы понимаем, что раскол хуже, чем ересь, и мы не хотели наносить рану телу Христову».
Второе дыхание
Последние годы администратором Православной Миссии на Гаити является отец Даниил (Маккензи), настоятель храма святого князя Владимира в Майами. Он регулярно приезжает на Гаити и проводит там богослужения. Вместе с матушкой Софией он занимается сбором пожертвований для приходов миссии, и это единственный источник финансирования островитян.
Супруги организовали Программу помощи гаитянским православным семьям, испытывающим особую нужду, – каждый месяц миссия предоставляет такой семье по 100 долларов. Насколько важна эта сумма, можно узнать из письма прихожанки храма св. Августина в Жакмеле Анны: «После землетрясения 2010 года мой дом был полностью разрушен. Благодаря пожертвованиям я начинаю приобретать кирпичи для строительства нового дома, теперь я в состоянии прокормить моих шестерых детей и отправить их в школу».
Благодаря объединению двух ветвей Русской Православной Церкви появилась возможность отправить пятерых лучших чтецов в семинарию Московской Патриархии в Париже для подготовки к принятию священства. Для них разработана трехлетняя бесплатная программа, так что в скором времени богослужебная жизнь гаитянских приходов обретет второе дыхание.
Сердце волонтера
Редко кто рискнет ныне отправиться на Гаити. Но есть смелые и неравнодушные люди, способные испытывать чужое горе и боль, как собственные. Этим летом на острове побывал реставратор Александр Герцович, прихожанин Свято-Владимирского храма в Майами. Он привез в дар иконы, богослужебную утварь, а также собранные пожертвования. На эти средства удалось обустроить иконостас в храме святого Моисея Мурина. Руками волонтера были сделаны два аналоя и отреставрировано несколько икон. По словам Александра, ситуация на Гаити плачевная. Во многих храмах нет алтарной части, влажный климат разрушает иконы, которых и так очень мало.
После возвращения в Америку Александр приобрел инструменты для работ по дереву и отправил их на остров. В следующий свой приезд он обучит прихожан правильно обращаться с инструментами, и гаитяне овладеют специальностью, которую можно будет применить не только при обустройстве храма, но и заработать себе на жизнь. Учитывая тотальную безработицу в стране, это щедрый и жизненно необходимый подарок.
Богатство самых бедных
Православие в русской традиции оказалось очень близким сердцам простых гаитян. Они понимают и ценят красоту нашего богослужения. Очень любят песнопения, познакомились с житиями святых – Серафима Саровского, Оптинских старцев. Новорожденных малышей при крещении нарекают русскими именами.
Смиренно несут свой крест эти люди и, несмотря на все испытания, хранят верность нашей Церкви. Они мечтают о том, что скоро на их земле засверкает золотыми куполами белокаменный храм и разольется над островом звон колоколов. «Хотя мы и беднейший народ западного мира, мы чувствуем себя богатыми, находясь под омофором Пресвятой Богородицы и Святой Русской Церкви!» – эти слова иерея Грегуара в полной мере отражают дух православных креольцев.
Елена Прокофьева